ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Aug. 28, 2024

Затянувшийся полет

Рейтинг: 0

Автор: Александр Ермаков. Профиль

Уже практически три месяца вместо запланированных восьми суток продолжается космическая миссия корабля Boeing Starliner. И вполне вероятно, его пребывание у Международной космической станции (МКС) затянется до следующего года. Как такое вообще стало возможным?

Как тебе такое, Илон Маск?

Starliner – детище программы CCP (Commercial Crew Program), запущенной в 2010 году. Тогда администрация Барака Обамы решила разработать на конкурсной основе новые пилотируемые корабли для полетов на МКС, причем изначально предоставив подрядчикам большую, чем когда-либо прежде, свободу действий. В Америке частные фирмы и раньше разрабатывали космическую технику, но на этот раз NASA не контролировала процесс, а покупала у подрядчиков доставку астронавтов «как услугу». Во многом этот подход был отработан на стартовавшей ранее программе COTS, в рамках которой создали «грузовики» для МКС, эксплуатируемые до сих пор.

Starliner, как и Crew Dragon, – это капсула конической формы с одним обитаемым отсеком. Капсула Boeing несколько больше по диаметру, чем у SpaceX, но меньше лунного Orion. Оба корабля могли бы вместить до семи человек, но NASA такой экипаж просто не нужен, поэтому кресел в кабине только четыре. Для запуска используется ракета-носитель Atlas V. В отличие от кораблей шестидесятых годов, и Starliner, и Crew Dragon многоразовые. По крайней мере, многоразовы их основные обитаемые модули (оба используют в полете также одноразовые служебные модули с маневровыми двигателями, оборудованием и т. д.). Находящийся сейчас на МКС Starliner (его собственное имя – Calypso) в космосе уже второй раз (первый был без экипажа), а из Crew Dragon наибольшее количество полетов у корабля Endeavour – он находится в пятом.

Главное отличие Starliner от других американских капсул – посадка на сушу (все пилотируемые космические корабли США всегда садились в море, кроме, естественно, Space Shuttle). В отличие от «Союзов», использующих для смягчения удара тормозные двигатели, на Starliner надуваются специальные подушки. Посадка на сушу – важное преимущество, поскольку на полигонах в пустыне реже возникают обусловленные погодой проблемы, чем на море (а это регулярно приводит к переносам посадки тех же Crew Dragon), и проще обеспечить безопасность (в последнее время приходится прикладывать значительные усилия, чтобы отгонять лодки с зеваками).

Тернии на пути к звездам

Boeing, по крайней мере первое время, получала по контрактам с NASA куда большие суммы, чем SpaceX. Например, по итогам конкурса в 2014-м SpaceX получила $2,6 млрд, а Boeing – $4,2 млрд. Хотя в тот момент NASA планировало начать эксплуатацию кораблей к концу 2017-го, первые беспилотные полеты состоялись только в 2019 году – у Crew Dragon в марте, а у Starliner в декабре. У обеих компаний разработка и испытания шли со скрипом, так что Starliner вполне мог оказаться в космосе первым.

У Crew Dragon беспилотный полет прошел успешно. И 30 мая 2020-го на этом корабле американцы впервые за девять лет, прошедших после списания Space Shuttle, осуществили пилотируемый полет. А вот первый полет Starliner обернулся фиаско – из-за неправильно установленных бортовых часов корабль не вышел на штатную орбиту и не смог добраться до МКС. Затем в программном обеспечении обнаружился «баг», который мог привести к столкновению со служебным отсеком после разделения.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Other issues View all
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни