«Безработица в России к концу 2022 года вырастет в два раза!» - пестрят апокалиптическими заголовками западные СМИ. Хотелось бы привычно воскликнуть: «Клевещут, супостаты!», но давайте попробуем разобраться.
По данным Центра стратегических разработок (ЦСР), который изучает стратегии долгосрочного развития экономики, к концу года в 53 регионах России безработных станет примерно в 1,5 раза больше по сравнению с январем 2022 года. А в 16 краях и областях их количество удвоится. Однако Минтруд заявляет, что все у нас хорошо и уровень безработицы в апреле 2022 года снизился до 4% - это исторический минимум.
СТАТИСТИКА И РЕАЛЬНОСТЬ
Федеральная служба по труду и занятости для своих отчетов берет за основу официальных безработных. То есть тех, кто встал на учет и получает пособие. Но далеко не все из нас, потеряв работу, тут же бегут регистрироваться на биржу труда. Официально перед пандемией безработных у нас было 700 тысяч, сейчас - 614 тысяч. А сколько безработных у нас на самом деле - тайна великая. Эксперты уверяют, что в статистику попадают процентов 30 от реального числа безработных. Остальные 70% прячутся в тени и ищут работу самостоятельно.
И ситуация в обозримом будущем едва ли улучшится. Оглянемся вокруг: падение международных перевозок, разрушенный экспорт и импорт, уход иностранных компаний, сокращение объемов производства тех предприятий, которые их обслуживали... К гадалке не ходи - сотни тысяч человек по всей стране остаются не у дел.
Аналитики Центра стратегических разработок говорят, что больше всего безработных будет в регионах, где развита промышленность: автопром, полиграфия и печать, изготовление ювелирных изделий, лесная промышленность и производство изделий из дерева (список самых уязвимых - в рубрике «Прогноз»). Сокращение рабочих мест в промышленности потянет за собой безработицу в «обеспечивающих» отраслях - транспорте, доставке, оптовой торговле и т. д.
ВЕЛИКИЙ ИСХОД
Отдельная тема для разговора - уходящие из страны иностранные фирмы. Весной больше тысячи компаний объявили о приостановке работы в России. Все это время они держали персонал либо в отпусках, либо в простое. Надеясь, что вся эта ситуация (ну, вы поняли) скоро закончится и можно будет возобновить работу.
Но терпеть колоссальные убытки слишком долго инвесторы не готовы. Поэтому «приостановка деятельности» сменяется уходом. Та же ИKEA объявила, что продает заводы и окончательно закрывается. Сотрудников начали сокращать.
- По разным оценкам, потенциальных «иностранных» безработных в России от 350 тысяч до 450 тысяч человек, - говорит проректор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов. - Большинство компаний подталкивают своих работников на увольнение по соглашению сторон и предлагают им компенсационный пакет (это могут быть деньги, страховки и т. п. - Ред.). А потом уволившийся сотрудник начинает искать работу сам и в статистику как безработный не попадает.
В июне стало известно, что автоконцерн Volkswagen предложил сотрудникам своего завода в Нижнем Новгороде добровольно расторгнуть трудовые договоры, пообещав выплату в шесть окладов. В «Фольксваген Груп Рус» уточнили, что их компенсационный пакет включает не только денежную выплату, но и оплаченную до конца года медстраховку, а также закрепленное за сотрудником IT-оборудование в подарок - компьютеры, планшеты и т. д. На подобные условия трудно не согласиться. Ведь максимальная сумма пособия по безработице в России в первые три месяца составляет всего 12 800 рублей, потом падает до 5000.
Но есть и другой способ «расставания» - без потери работы для сотрудников.
«Некоторые из уходящих компаний продают свои российские подразделения отечественным предпринимателям либо бизнесу из дружественных стран, сохраняя рабочие места (например, так поступили McDonald’s, Renault, Reebok)», - пишут аналитики ЦСР в своем отчете.
В последние месяцы прошло около 60 подобных сделок, что вселяет некоторый оптимизм.
КИНА НЕ БУДЕТ, СТРОИТЕЛЬСТВО КОНЧИЛОСЬ
Западные компании не работали на российском рынке сами по себе. По разным оценкам, на них было завязано еще около 1,5 млн человек: это доставка, хранение, производство комплектующих и т. д. Теперь объемы производства снизились, и прежнее количество работников им будет уже не нужно.
- Поэтому напряжение на рынке труда мы увидим, когда процесс сокращения персонала иностранными компаниями закончится, - подчеркивает Александр Сафонов. - Основной приток безработицы будет к сентябрю - октябрю.
Вот главные отрасли, которые понесут потери вслед за уходом из страны крупных иностранных компаний.
Грузоперевозки
По заявлению Ассоциации грузовых перевозок, около миллиона автомобилей сейчас вынужденно простаивают. Водителей увольняют. Идти в таксисты им смысла нет: тарифы на пассажирские перевозки растут, а у людей нет столько денег, чтобы «в булочную на такси». Перестроиться на грузоперевозки по России смогут далеко не все, внутренних рейсов гораздо меньше, чем было по маршруту Россия - Европа.
Строительство
Объемы строительства упали примерно на 20%. Связано это с ростом ставок по ипотеке (они только сейчас возвращаются к февральским значениям) и общим снижением спроса: сейчас люди не спешат покупать квартиры, поэтому рынок недвижимости замер. К тому же дорожают строительные материалы: их производство во многом зависит от импортных материалов и оборудования.
Производство товаров на экспорт
В зоне риска компании, которые выпускали продукцию для западных стран. Например, стекольная промышленность, которая сократила объемы производства на 30%.
- Наши заводы отправляли стекло за рубеж, а также продавали свою продукцию внутри страны. Например, автомобильным заводам, многие из которых сейчас встали, а также большие объемы стекла шли на жилищное строительство, - расписывает беды стекольщиков Александр Сафонов.
На экспорт работали и многие мебельные предприятия. Так, компания «Аскона» в Коврове Владимирской области производила миллион матрасов в год для кроватей ИKEA. Найти такое количество покупателей внутри страны будет крайне сложно. А работают на «Асконе» 5700 человек.
Продажи авто
Волна сокращений ждет и дилерские центры, которые продавали европейские машины.
- Тут в цифрах оценить ситуацию сложно, - рассуждает Александр Сафонов. - Не потому, что их много, а из-за того, что некоторые уже переориентировались на продажу китайских автомобилей. Но в этом сегменте есть еще одна проблема. Авторынок сильно просел за последние месяцы (в мае продажи новых машин рухнули на 83,5%. - Ред.). Цены взлетели: если раньше условный автомобиль стоил миллион, то сейчас - 1,5 млн рублей. А у населения денег не прибавилось. Для примера, в Казахстане машины тех же марок стоят на 30% дешевле чем, у нас. Рынок продаж машин в первую очередь рассчитывает на среднего покупателя, который зачастую приобретает машины в кредит. А цена кредита тоже выросла.
Кинопрокат
Количество кинотеатров сейчас будет сокращаться в разы: без западных новинок им тяжело.
- В целом по стране работу в этой сфере потеряют около 50 тысяч сотрудников, - считает Сафонов.
РАБОТОДАТЕЛИ ВЗЯЛИ ВЕРХ
А ведь дела только начинали налаживаться. В 2021-м впервые за долгие годы на российском рынке труда стал царствовать не работодатель, а соискатель. Был дефицит рабочих рук практически везде: от рабочего персонала до офисных сотрудников, юристов, айтишников. Люди легко расставались с такими специальностями, как кассир или охранник, надеясь найти своим способностям более достойное применение. А работодатели были вынуждены повышать зарплату, пытаясь удержать сотрудников.
Еще в начале этого года кадровый голод наблюдался в большинстве сфер, где от работника не требуется высокая квалификация. В дефиците были курьеры, водители, официанты.
Но весной, почуяв дыхание кризиса, люди бросились активно искать работу. Количество новых резюме на сайтах трудоустройства начало расти, а работодатели, наоборот, притихли. Число откликов на каждую вакансию в апреле увеличилось на 44% по сравнению с февралем. Спрос на курьеров, водителей и продавцов резко уменьшился. Уход западных брендов и сложности с логистикой снизили потребность в этих специалистах. Рынок начал меняться, и меняться кардинально.
ЛОЖКА МЕДА В БОЧКЕ ДЕГТЯ
Инженер - всем работникам пример
Допустим, водители, курьеры и продавцы сейчас не в фаворе. Но на кого сохранится (или даже вырастет) спрос в ближайшее время?
- В условиях дефицита импортных запчастей и технологий в разы увеличился спрос на специалистов-ремонтников, - говорит руководитель департамента аналитики сервиса «Зарплата.ру» Юрий Михеев.
- Долгое время предприятия будут нуждаться в IT-специалистах, - дает свой прогноз проректор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов. - Всегда будет не хватать врачей и учителей - это мировая классика рынка труда. Что касается отраслей импортозамещения, то сохранится высокая потребность в инженерных специальностях.
Но здесь есть одна проблема. Инженер не может взяться ниоткуда. Его надо учить как минимум пять лет, еще два-три года нужно, чтобы получить хоть какой-то опыт.
- Сейчас инженеров крайне мало, а высококлассных - еще меньше, - продолжает Сафонов. - И дело даже не в том, что их зарплата раньше была невысокой. А в конкуренции со стороны западных поставщиков. Когда они поставляли нам дешевые комплектующие, то не было экономического смысла производить их у себя. Возьмем, к примеру, полупроводники. В России нет литографического оборудования, которое позволяло бы производить полупроводники на высоком технологическом уровне. Чтобы оно появилось, нужно восстанавливать инженерную школу. А это сложно.
Александр Сафонов уверен: процесс импортозамещения пойдет быстрее, если мы пригласим недостающих сотрудников из дружественных стран. Но приглашать надо точечно - на ту работу, где у нас пока проблемы со своими специалистами.
СЧАСТЛИВЧИКИ
Зарплаты повысят выборочно
- У бюджетников зарплаты повысятся, - не сомневается Александр Сафонов. - В оборонке - обязательно, потому что туда сейчас идет большой объем госзаказов. Повысят оплату и предприятия, которые сотрудничают с оборонкой. Кстати, в этом году уже подняли зарплату (от 10 до 20%) на металлургических предприятиях. В коммерческом секторе будет ситуация лоскутного одеяла. Не будет повышения в развлечениях, спорте, досуговых центрах: доходы населения сейчас перераспределяются в пользу продуктов, одежды и «коммуналки». Повысят зарплату ремонтникам (автомеханикам, наладчикам и т. п.), они сейчас очень востребованы.
А сотрудники Зарплаты.ру заметили еще одну тенденцию.
- Медианная зарплата (это такая сумма, при которой ровно половина работающих получает больше, а вторая половина - меньше. - Ред.), рассчитанная на основании размещенных вакансий на Зарплате.ру, в большинстве регионов с февраля не снижалась, - говорит Юрий Михеев. - С другой стороны, заметен рост доли вакансий с частичной занятостью. Это кризисное явление. Работодатели стараются не снижать численность сотрудников, но переводят персонал на неполную занятость, вводят четырехдневную рабочую неделю.
Итак, подытожим. Если вы еще только раздумываете, в какой сфере искать применение своим талантам, присмотритесь к следующим специальностям:
- IT-специалист (программист, тестировщик и т. п.);
- инженер;
- логист (специалист, который обеспечивает безопасность перевозок, хранение товаров, документальное сопровождение, следит за соблюдением сроков и т. п.);
- педагог;
- врач.