"Да что ж это за истерия с водой на Крещение? Даже моя в целом вменяемая теща поддалась массовому психозу и заставила нас с тестем в прошлом году затариться двумя огромными бидонами святой воды: на их семью и на нашу. И потом поливала этой водой картошку от колорада. А соседка по даче, так та вообще заболевшего кота святой водой отпаивала... Мария, пора внести в это мракобесие толику здравого смысла, а то, чую, и в этом году мне в очереди за водой стоять"
Олег, здравствуйте! Лет ...дцать назад, в такие же крещенские дни, довелось мне услышать, как один известный московский священник на вопрос сердобольной прихожанки, можно ли поить святой водой заболевших животных, ответил, что да, можно. Но при условии, что вы, Анна Антоновна, найдете животное, которое примет в себя святыню не просто с благоговейным трепетом, но и с верой. Ведь крещенская, она же богоявленская вода - святыня. Поэтому, Олег, говорить я о ней буду как о святыне. Хотя и мракобесие не обойду молчанием, но о нем соразмерно со значимостью обсуждаемого- не с самого начала.
Итак, освящение крещенской воды происходит в день Крещенского сочельника (18 января) и в сам праздник Крещения Господня , называемый еще Богоявлением (19 января), то есть к моменту, когда вы читаете нашу статью, крещенскую воду уже освятили (в Церкви это называется "водоосвящение", а в народе - "водосвятие"). Освятили и разнесли по домам. Но вот хранят и используют святую крещенскую воду верующие в течение всего года - до следующего водосвятия. "Освященная вода, - писал образованнейший человек XIX века, богослов, профессор, святитель Димитрий Херсонский (в миру Климент Иванович Муретов, 1811 - 1883 гг.), - имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею". А другой наш святой, преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев, 1866 - 1949 гг.), на долю которого выпала жизнь в крайне сложный и трагичный период нашей Родины, человек глубочайшего ума, наделенный даром прозрения, сам много болевший, всегда советовал окроплять крещенской водой продукты и всю пищу. По свидетельству очевидцев, когда кто-нибудь болел, преподобный Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Считал, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, нет.
А вот совет не только священнослужителя и богослова, но и гениального хирурга, основоположника метода региональной анестезии, автора всемирно известного учебника "Очерки гнойной хирургии", врача, спасшего без преувеличения в прямом медицинском смысле этого слова десятки тысяч больных. Совет человека, на долю которого выпало одиннадцать лет сталинских лагерей и тюрем. Голодовки, пытки, ссылка в Сибирь и на Ледовитый океан. Совет титана, прошедшего через все страдания, но не сломленного, сохранившего не только душевное, духовное здоровье, здравый ум, но и силы физические. Совет того, кто не только лечил и исцелял больных, но и сам не понаслышке знал, что такое коварство болезни: в 57 лет наш гений хирургии заболел лихорадкой паппатачи и ослеп на левый глаз. Но это не остановила доктора милостью Божьей. Еще двенадцать лет он успешно оперировал больных и потом, когда полностью ослеп, консультировал и ставил точнейшие диагнозы! Итак, совет еще одного нашего святого - святителя Луки (Войно-Ясенецкого, 1877 - 1961 гг.): "Пейте святую воду как можно чаще. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Говорю не только как священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине".
Святая вода не магическая панацея, она имеет силу только если в нас живет покаяние, смирение, милосердие и вера
Кстати, Олег, вы обратили внимание на даты жизни святителя? Может быть, они сумеют вас убедить? Ну и наконец о мракобесии. Полагаю, что слово, имеющее в своей основе корни "мрак" и "бес", в принципе не может стоять рядом с именем святителя Луки, которого почитают светочем веры и светилом медицинской науки.
Но как действует святая вода? В этом стоит разобраться. В молитве на освящение воды есть такое прошение к Богу: "...соделай, чтобы она [вода] силою, действием и благодатию Пресвятого Духа, явилась для всех с верою пьющих ее, принимающих и окропляющихся ею рабов Твоих грехов прощением, освобождением от страстей, избавлением от всякого зла, умножением добродетелей, исцелением болезней...". То есть святая вода не только исцеляет от болезней духовных и физических, но и освобождает нас от страстей, что, по мнению отцов Церкви, является причиной наших болезней, защищает от зла, направляет нас к добру. Только вот автоматизма тут нет: выпил святой воды, окропил ею дом, и порядок. Святитель Феофан Затворник (Георгий Васильевич Говоров, 1815 -1894 гг.) сформулировал условия, при которых святая вода действует. "Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб и другое, включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, - имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских", - пишет святой. Но если этого нет, если нет сердечной, искренней веры, если нет покаяния и покаянной молитвы, если нет смирения, нет служения людям и дел милосердия, то благодать этих святынь не спасет, "она не действует автоматически, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан, лишенных этих добродетелей".
То есть Божья благодать придает обычной - колодезной, речной и даже водопроводной воде необычные свойства. Как хранить святую воду? В особом, подписанном сосуде, чтобы случайно не использовать святыню не по назначению.
Что делать, если не успел набрать воду на Крещение? Можно ли одолжить ее у знакомых? Конечно! Больше того, крещенскую воду можно разбавлять! До бесконечности! То есть использовали некоторое количество освященной воды, доливай в сосуд обычную водопроводную: крещенская вода освятит обычную воду, и вся она станет освященной. А потом кроме воды, освященной в Крещенский сочельник и в день праздника Крещения Господня, называемой "великая агиасма" ("агиасма", что на греческом "святыня"), существует еще и "малая агиасма" - вода малого освящения, которое может совершаться почти круглогодично. Воду малой агиасмы тоже пьют в болезни, ею освящают жилье, предметы, ею окропляют болящих, хотя считается, что крещенская вода обладает большими благодатными дарами.
Как принимать святую воду? По традиции святую воду принимают натощак по утрам, что объяснимо: первым делом человек вкушает святыню, а потом уже приступает к обычной пище. Что касается оставшихся суток, то в Типиконе, книге, фиксирующей церковные правила, сказано, что неразумно воздерживаться от святой воды по причине употребления пищи: "Да будет известно всем: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи". То есть Церковь не запрещает пить крещенскую воду в любое время и укоряет тех, кто считает, что пить ее не натощак нельзя. "В агиасме мы имеем не простую воду духовной значимости, но новое бытие, духовнотелесное бытие, взаимосвязанность неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное", - утверждает Церковь.