Возможно, уже к лету в правовом поле будут закреплены понятия железнодорожного туристского маршрута и железнодорожного туристского поезда. Это позволит отправлять тематические поезда по специальному графику по аналогии с речными или морскими круизами с остановками в городах в соответствии с программой и осматривать там достопримечательности. Об особенностях внесенных в Госдуму поправок «Парламентской газете» рассказал их автор, зампредседателя думского Комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сергей Кривоносов.
Замечания устранены
В марте 2023 года парламентарии уже вносили похожий по смыслу законопроект, которым предлагалось закрепить понятия железнодорожного туристского маршрута и железнодорожного туристского поезда с целью содействия развитию этого сектора экономики. Однако документ был отправлен на доработку для устранения поступивших замечаний. В том числе претензии были у Минэкономразвития.
При этом Комитет Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры призвал авторов проекта доработать определение «железнодорожный туристский поезд», так как в прежней редакции он не разграничивал данный вид поездов от иных видов пассажирских составов. Также разработчикам рекомендовали определить целевое назначение железнодорожных туристских поездов и указали на отсутствие четких критериев разграничения федеральных и региональных железнодорожных туристских маршрутов.
Как пояснил Сергей Кривоносов, перед повторным внесением поправок депутаты и сенаторы «долго проводили консультации с Правительством». «И сегодня, получается, нашли консенсус. И вполне возможно, уже летом туристические поезда будут курсировать по стране. Мы делаем все, чтобы закон был принят как можно быстрее», — заверил парламентарий.
В новой редакции законопроекта появилось определение «туристские железнодорожные перевозки», которое понимается как перевозки пассажиров и багажа в туристском поезде по туристскому железнодорожному маршруту, в том числе в составе туристского продукта, а правила таких перевозок предложено утверждать Росжелдору.
Железнодорожный туризм, согласно законопроекту, — это «туризм, осуществляемый с применением туристских поездов для перемещения туристов и экскурсантов по туристскому железнодорожному маршруту», а туристский поезд — это пассажирский поезд, перевозка в котором предусматривает промежуточные остановки для временной высадки туристов и экскурсантов. В прежней редакции законопроекта данный термин входил в более широкое понятие «железнодорожный туристский поезд».
При этом туристский железнодорожный маршрут определяется как маршрут следования туристского поезда, предусматривающий остановки для осмотра достопримечательностей, объектов историко-культурного наследия, уникальных промышленных и инфраструктурных объектов.
Остановка на пару дней
По словам Сергея Кривоносова, законопроект устанавливает различия между железнодорожной туристической поездкой и регулярной пассажирской перевозкой. Это позволит решить ряд проблем, в том числе создать основу для совершенствования нормативной базы субъектов, обслуживающих туристов, разработать новые маршруты и запустить пригородные поезда с тематическими программами.
При этом в туристическом поезде можно будет разнообразить питание, насыщать тур просветительскими и познавательными мероприятиями в поезде и экскурсиями на остановках.
Законопроект предполагает также расширение полномочий госорганов, которые смогут устанавливать туристические маршруты и требования к ним.
«У РЖД должна появиться возможность создавать туристские поезда по аналогии с речными или морскими круизами. То есть скорые поезда идут по четкому расписанию, а туристские могут себе позволить, допустим, приехать в Ярославль, постоять два дня во время круиза. В это время туристы могут посетить известные места, потом этот поезд может переехать в другой город», — уточнил депутат.
Главная задача авторов проекта — сделать так, «чтобы отдых по железной дороге стал более интересным и комфортным», добавил Кривоносов: «Такие поезда и маршруты будут создаваться по мере необходимости. Будет туристическая программа у поезда и законодательная возможность останавливаться там, где нужно туристам. Сегодня такой законной возможности нет».
Больше хороших услуг
Нововведение окажется полезным и востребованным у россиян с учетом некоторых действующих международных ограничений, уверен соавтор поправок, председатель Комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко.
«Организация отдыха, туризма — это крайне важный сектор экономики. Поэтому если развивать все сектора туризма, то железнодорожный туризм имеет право на то, чтобы иметь поддержку, в том числе в законодательном плане. И с точки зрения решения некоторых вопросов, касающихся норм предоставления туристических услуг железнодорожным транспортом, я считаю, что это очень актуально», — добавил сенатор.
По его мнению, принятие поправок «позволит компании РЖД предоставлять более качественные и более современные услуги для населения».
Тем более что уже есть хорошие примеры организации тематических поездов, напомнила соавтор поправок, зампредседателя Комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Наталья Костенко. Например, перед Новым годом РЖД запускает маршрут в Великий Устюг на родину Деда Мороза.
«Есть хорошие возможности для путешествия туристов на Дальний Восток. Фактически сейчас это единственная такая возможность путешествия по России. Ведь на машине это достаточно сложно, а на поезде можно делать с комфортом. Но поскольку это никак не выделено в деятельности РЖД, как направление именно в законодательном плане, то возникают определенные сложности при организации процесса и повышении комфортности путешествия», — заметила депутат.
По ее словам, РЖД сегодня хочет развивать туристическое направление, ведь «путешествовать именно поездом наиболее комфортно не только для россиян, но и для иностранцев».