Мы все второй раз переживаем смерть отца Димитрия Смирнова. Какое-то время назад по сети гулял слух, что батюшки не стало. Оказалось, в Москве отпевали другого пожилого священника. И кто-то из бабулечек не разобрался, перепутал. Все как обычно. Тогда отец Димитрий вышел со мной на связь и передал: - Я живее всех живых. А утром 21 октября его не стало. Теперь понастоящему. Отец Димитрий ушел в возрасте 69 лет. - Это было хроническое заболевание, которым он болел давно, не связанное с коронавирусом, - сказал журналистам председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства священник Федор Лукьянов. ...Храм Христа Спасителя не закрывал двери всю ночь с четверга на пятницу. Здесь стоял гроб с телом почившего священника Димитрия Смирнова. А люди все шли и шли. И в два, и в три, и в четыре часа. Бесконечная очередь ко гробу священника. Она не заканчивалась до самого утра пятницы.
«Я его боялся»
А уже ранним утром здесь собралась целая толпа. Многие взяли на работе отгулы и выходной за свой счет и приехали в ХХС на отпевание отца Димитрия. - Он говорил эти резкие слова, иногда грубые, от боли своего сердца, от любви, - утирая слезы, сказал после чина прощания епископ Пантелеимон (Шатов). Епископ вспомнил, что отец Димитрий не боялся никого со своей богатырской силой. - Он однажды спас мою жизнь. Я ждал электричку, ко мне пристал пьяный, а отец Димитрий защитил меня, - поделился владыка Пантелеимон. - У него было христианство не лайт, а подлинное. Я его побаивался при жизни. От него можно было в любую секунду ждать чего угодно. Теперь он, как спящий лев, лежит в гробу. Из храма Христа Спасителя гроб с телом отца Димитрия повезли в храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Это родной храм для отца Димитрия. Тут он был настоятелем. Гроб пронесли крестным ходом вокруг храма. И опять бесконечная очередь из людей на прощании - паства отца Димитрия. Тут же в толпе скромно стоят актер Иван Охлобыстин и журналист Аркадий Мамонтов. - Я ходила к отцу Димитрию еще мусульманкой, - рассказывает мне одна из женщин. - Батюшка мне говорит: «Ты мне зубы не заговаривай. Когда креститься будешь?» Я ахнула и отвечаю: «С вами - хоть завтра». И покрестилась у него. У батюшки была сила подталкивать людей к Богу. Похоронили отца Димитрия на территории храма. Прямо за алтарем. Это тоже древняя традиция - хоронить священников у их родных храмов. Ну если место позволяет. Чтобы он всегда оставался со своим приходом. До самого воскресения.
Настоятель 7 храмов
Так кем был отец Димитрий? Он родился в Москве в многодетной семье. Дед его - белый офицер. Отец и прадед - священники. В 1968 году будущий батюшка Смирнов окончил физикоматематическую школу № 42. Потом художественнографический факультет Московского государственного заочного педагогического института. Диплом по скульптуре защищал. - Я ходил в храм, когда там почти народа не было, - вспоминал отец Димитрий. - Стоял в таком длинном свитере. А бабушки меня подкармливали пирогами. Когда СССР рухнул, отец Димитрий стал одним из тех, кто толпами крестил людей. 1 января 1991 года он назначен настоятелем в храм Святителя Митрофана Воронежского. Паства росла. И его сделали настоятелем еще шести общин. Сначала отца Димитрия Смирнова патриархия поставила заниматься духовной помощью военным. А потом перебросила на другой фронт - он возглавил комиссию по семье и материнству.
«Старец с палкой»
На одних скандалах ты народную любовь не получишь. Хоть журналисты шумели, соцсети взрывались от гнева после перлов отца Димитрия, провожать его в жизнь вечную пришли тысячи людей. Почему? В чем его феномен? - Он был звездой панкправославия, а не хиппиправославия. Добрый пастырь - это, как правило, звезда таких интеллигентных очень кружков, как отец Александр Мень, например. Это был позднесоветский интеллигентский у него круг. А пастырь строгий - это человек, который имеет дело с огромным таким потоком народным, очень трудным. Очень часто потоком наивных людей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Это не какой-то просто милый свой круг докторов наук, художников. И чтобы как-то этот поток наставить на путь истинный, конечно, тот священник, который имеет с ним дело, он часто должен им дать по голове, чтобы они немножко пришли в себя. По словам философа и православного публициста Ольшанского, у отца Димитрия было к этой миссии психологически двойственное отношение. - Он все время этим занимался, как бы много лет был воспитателем этих людей, таким Макаренко в огромной своей церковной среде, - отметил публицист. - Он говорил им , что покаяние - это не I’m sorry. Он имел дело с народным потоком. С одной стороны, это была его роль. С другой - он явно от нее очень уставал. Тоже это было видно по выступлениям. И в нем скапливались какое-то раздражение, усталость, какая-то, может, печаль от всего этого. Это приводило к тому, что он стал звездой черного юмора церковного. Это такая очень трудная роль. Роль хирурга в неотложке, к которому везут всех подряд, а он должен их спасти за пару минут. Но именно все его тысячи «пациентов» и пришли в храм прощаться с ним.
12 громких заявлений
Журналисты обрывали телефон батюшке. Отец Димитрий отвечал с юмором. Правда, не все понимали его тонкий троллинг. Громкие новости, которые рождались из таких интервью-комментариев:
Выступил на слушаниях в Общественной палате: «Если сравнить, что сделала советская власть с нашим народом и деяния Гитлера, то Гитлер отдыхает. Его усилия по уничтожению нашего народа вдвое отстают от наших отечественных, поменявших свое сознание людей, которые живут до сих пор».
Одно из интервью: «Владимир Ильич Ленин принудил все сообщество медицинское принять аборт, как такое не только приемлемое, но и желательное явление. И с тех пор мы впереди планеты всей. Массовое убийство русскими людьми русских детей страшнее холокоста».
В старой лекции перед православной молодежью назвал гражданский брак проституцией: «Я извиняться ни перед кем не собираюсь. Я же всего лишь озвучил факт. Если женщина живет в так называемом гражданском браке с мужчиной - кто она? Какой у нее статус? Никакого. Она просто оказывает услуги, как бесплатная проститутка. Но признаться в этом не хочет. Поэтому выдумывает: «Я - гражданская жена». Не обманывай людей».
Назвал русских мужчин бессовестными маменькиными сынками: «Я полюбил другую, а на тебе жениться не готов». Это вообще бессовестный народ, из маменькиных сынков. Я говорю: а что, этих выродившихся людей, которые не могут женщину защитить, прокормить, одеть, а некоторые еще смеют руку поднимать… и я еще буду их защищать, от кого?»
Требовал уничтожить магазины для взрослых: «Ну что, например, в Москве, недостаточно кирпичей, чтобы все эти секс-шопы разгромить? Но ведь никто не разбил даже витрину такого заведения!»
Разгромил блогера Руслана Соколовского, ловившего покемонов в храме: «А покемонов лови в своей тумбочке или в общественной бане. Храм - это дом молитвы».
Выступал музыкальным критиком для молодежи: «Следующий шаг от тяжелого рока - это трава, а следующий шаг - это уже кокаин».