Исторически своими формами и названиями многие церковные одеяния восходят к временам зарождения христианства. А некоторые предметы ведут своё начало от вполне прозаических вещей. Орарь в древности не что иное, как полотенце, палица — плат для обтирания рук. Фелонь у греков была всего лишь дорожным плащом. Первоначально сугубо утилитарный пояс приобрёл символическое значение у монахов, став знаком целомудрия, крепости и готовности к встрече с Господом, затем и у остальных церковников. В слове «камилавка» скрыто название материала, из которого делали шапку наподобие фески, — верблюжья шерсть. А «поручи» — чисто русское слово (от «руки»), но означает также, что священник поручает себя Христу и действует от его имени.
Сформировавшись в Византии, литургическая одежда была заимствована обитателями Руси вместе с православием, однако вид и правила ношения облачения заметно менялись с течением времени. Поручи и пояс утвердились в восточной церкви в XII веке, когда усложнился церковный ритуал и многие предметы перешли в церковь прямо из императорского гардероба. Палица первоначально полагалась только епископами лишь с XVIII столетия в России стала наградой священникам. Камилавка в XVII веке заменила собой шапочку-скуфью. Московский собор 1666–1667 годов постановил благословить для священников и монахов одеяния, принятые на православном Востоке, но не сделал ношение их обязательным. В допетровское время наперсный крест носили цари, а во времена Петра — только архиереи. С конца XVIII века он рассматривался как императорская награда, позднее его стали вручать от имени Синода. Ношение же наперсного креста всеми священниками было введено только в 1896 году…
Современные одежды православных священнослужителей чётко обозначают обстоятельства, при которых их носят, а также маркируют сан, звание и заслуги. Повседневными считаются подрясник — нижняя, длинная одежда с узкими рукавами и высоким застёгнутым воротом и ряса — длинное одеяние с широкими длинными рукавами. Богослужение предполагает особые облачения. Для диаконов это подрясник, поручи, стихарь и орарь. Для священников — подрясник, ряса (во время литургии — подризник), поручи, епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест. Для архиерея — подрясник, ряса (или подризник), поручи, епитрахиль, пояс, саккос, омофор, панагия, крест, митра.
Каждый предмет церковного облачения напоминает об отдельном эпизоде евангельской истории и исполнен глубокого символизма.Орарь сравнивают с крыльями ангелов; пояс напоминает полотенце, которым опоясался Христос при омовении ног апостолам во время Тайной вечери; поручи — путы Христа; шнуры-гамматы на подряснике — кровь, стекающую из рук Спасителя; фелонь — багряницу, в которой он предстал перед судом Пилата…
Помимо этого имеет значение и цвет риз, привязанный к церковному календарю. В Великий пост используют облачения фиолетового цвета, на Страстной неделе — чёрного. Крестный ход на Пасху совершается в белых ризах, а пасхальная литургия служится в красных. Троица отмечается зелёным цветом, а Богородичные дни — голубым…
Одежды священнослужителей почитаются священными, их используют только для богослужений.
Камилавка — высокий жёсткий головной убор в виде цилиндра без полей. Бархатная фиолетовая камилавка — знак награды для священника.
Фелонь (риза) — верхняя одежда без рукавов типа накидки из плотной парчи с полукруглым вырезом подола спереди; на спине — с изображением креста, а под ним — восьмиконечной звезды. Четыре полосы на фелони отсылают к четырём Евангелиям. Оплечье фелони дополнительно укрепляется и треугольником возвышается над плечами.
Наперсный (то есть нагрудный) крест — крупный крест, который носится на груди поверх облачения, в отличие от обязательного для любого христианина нательного креста, который носят под одеждой. Возлагается на священника при его посвящении в сан. Наградной наперсный крест получают священники за 10 лет беспорочного служения.
Набедренник — четырёхугольный плат (символизирует четыре Евангелия) на длинной ленте. Носится через левое плечо, спускается на правое бедро. В центре украшен крестом, с нижнего края — бахромой. Первая из священнических наград.
Епитрахиль — длинная широкая полоса ткани (орарь), охватывающая шею. Спереди её концы сшиты или соединены пуговицами. Непременно имеет изображения крестов.
Палица — ромбовидный плат на длинной ленте. Носится так же, как и набедренник, а если вместе с набедренником, то последний переносится на левое бедро. Следующее после набедренника наградное одеяние. Символическое отображение слова Божия как духовного оружия.
Поручи (нарукавники) — широкие полосы из плотной ткани с изображением креста посередине для стягивания рукавов подризника, для чего имеют шнуровку.
Пояс — полоса из ткани, окаймлённая тканью другого цвета, с лентами или шнурами на концах, которыми пояс затягивается вокруг талии.
Подризник — длинное одеяние белого или жёлтого цвета с узкими рукавами с разрезами и пришитыми к ним шнурами-гамматами, чтобы стягивать у запястья. На спине нашивается крест.