Власти изучают возможность введения регулирования тарифов на транспортировку топлива. Это следует из письма заместителя директора департамента транспорта правительства Алексея Кайманова в Минэнерго и Минтранс от 29 августа (есть у "Известий"). Мера была предложена представителями отрасли и должна помочь снизить издержки АЗС. Участники рынка отмечают: тарифы на перевозки с начала года выросли на четверть, что заставляет заправки повышать стоимость горючего в регионах. При этом перевозчики выступают против инициативы, отмечая риск прекращения работы транспортных компаний, которые могут отказаться предоставлять услуги в убыток.
Власти изучают возможность введения регулирования тарифов на транспортировку топлива и создания специальной рабочей группы для согласования указанной меры. Это следует из письма заместителя директора департамента транспорта правительства Алексея Кайманова в Минэнерго и Минтранс от 29 августа (есть у "Известий"). Директор департамента стратегического развития Минтранса Артур Карлов 31 августа также направил указанные предложения в ФАС.
На рассмотрение в федеральные органы исполнительной власти предложение было перенаправлено после обращения к премьер-министру Михаилу Мишустину ассоциации "Надёжный партнёр" (объединение производителей и продавцов энергоресурсов).
Представители бизнеса сообщили в кабмин, что тарифы на такие перевозки растут - это повышает издержки АЗС и способствует росту стоимости топлива в регионах. Поэтому для решения проблемы в ассоциации предложили ввести госрегулирование стоимости тарифов перевозки, а для согласования указанной меры между государством и бизнесом создать специальную рабочую группу.
- Для отраслей ТЭКа стоимость транспортировки - существенный фактор формирования конечной стоимости бензина и дизельного топлива. С начала года цена услуги выросла примерно на 25%: с 60 рублей за километр до 75. Учитывая, что сдерживание темпов подорожания горючего в регионах - одна из задач правительства, регулирование стоимости транспортных услуг, а также фиксация их цены на прошлогодних уровнях представляются целесообразными мерами, - отметил зампред наблюдательного совета ассоциации "Надёжный партнёр" Дмитрий Гусев.
Как писали "Известия", в последние месяцы российские регионы столкнулись с проблемами нехватки топлива и его высокой цены. Особенно острая ситуация сложилась в сельскохозяйственных регионах, где аграрии зафиксировали нехватку дизеля.
12 сентября президент России Владимир Путин в рамках Восточного экономического форума подтвердил, что правительство не отреагировало своевременно на ситуацию и дизельного топлива в определённый момент стало физически не хватать в отдельных субъектах. При этом глава государства добавил, что сейчас "производители и правительство договорились" и оно вновь появилось в регионах, однако остаётся вопрос регулирования цен.
В конце августа грузоперевозчики также призвали власти ввести госрегулирование цен на дизель и зафиксировать его стоимость ниже 60 рублей за литр. В письме ассоциации "Грузавтотранс" главе кабмина Михаилу Мишустину от 22 августа они сообщили: всего за неделю дизель в нескольких регионах Центральной и Южной России подорожал на 10%, его цена составила около 68-70 рублей за литр.
Оптовая стоимость бензина в России за последние месяцы неоднократно била рекорды, а рост розничной превысил темпы инфляции. 12 сентября АИ-92 стоил около 68 тыс. рублей за тонну, АИ-95 - 75 тыс., дизель - 71,5 тыс., следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. Средние розничные цены на бензин за период с 29 августа по 4 сентября выросли на 29 копеек - до 54,83 рубля за литр. А стоимость дизеля повысилась на 74 копейки, до 61,58 рубля, свидетельствуют данные Росстата.
Как писали "Известия", в конце августа Минэнерго пообещало урегулировать ситуацию с нехваткой топлива и ростом его стоимости за две недели.
"Известия" направили запросы в Минэнерго, Минтранс, ФАС, а также в нефтяные компании.
- В нашем регионе перевозчики осуществляют коммерческие рейсы от 60 до 100 рублей за километр гружёного пробега. Часть перевозчиков пытается поднять цены до 130 рублей, но этот процесс идёт сложно, так как есть более дешёвые предложения на рынке, - сказала "Известиям" управляющий партнёр саратовской сети АЗС GP Vympel Екатерина Савкина.
Стоимость перевозки увеличивается по нескольким причинам - это и рост цен на автомобили и запасные части, а также увеличение зарплат водителей и подорожание самого топлива, отметил эксперт ИК "ИВА Партнерс" Артём Шахурин.
Ранее автодилеры, опрошенные "Известиями", привели данные об изменении цен на запчасти с начала 2023 года. В "Автодоме" зафиксировали подорожание на 30-35%, в "Авилоне" - на 20-25%.
- Если ввести ограничения на стоимость перевозки, транспортные компании вынуждены будут экономить на техобслуживании машин и зарплатах водителей. Это приведёт к росту поломок, - отметил Артём Шахурин.
Попытки госрегулирования стоимости услуг перевозки топлива приведут к риску прекращения работы многих транспортных компаний - участники рынка могут отказаться предоставлять услуги себе в убыток, полагает президент национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта "Грузавтотранс" Владимир Матягин. Он также отметил: сейчас траты на перевозку у топливных компаний составляют примерно 50 копеек на литр бензина, поэтому подорожание услуги не могло привести к существенному росту цен на АЗС.
- Предложение госрегулирования стоимости перевозок - это попытка найти козла отпущения в подорожании топлива и назначить виновными в этом перевозчиков. Однако тарифы перевозчиков не влияют на биржевые котировки, где цены бьют рекорды. Также они не влияют на стоимость и доступность топлива в регионах, в которых есть НПЗ и в ряде случаев тоже наблюдается дефицит. С внутреннего рынка горючее уходит на внешние, причём интересы внутренних потребителей не учитываются, - сказал вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
12 сентября глава Минэнерго Николай Шульгинов сообщил: для стабилизации ситуации на российском рынке ведомство предлагает ввести ограничения на серый экспорт топлива. Его объём с начала года составил несколько миллионов тонн, отметил министр.