Поздним вечером 11 января на Первом канале завершился показ первых серий 10-серийного «Палача».
Без сомнений, сериал вызовет море обсуждений и споров, но со стороны Первого, конечно, это мощный рывок в борьбе за рейтинги. И пока трудно представить, чем могут ответить «Первому» его конкуренты. Впрочем, год только начался. Констатируем лишь старт – особенно впечатляющий после заунывных до зевоты «голубых огоньков» и прочей надсадной до изжоги «веселухи», которой кормили зрителей первые десять дней нового козьего года.
После успеха «Мосгаза» за распутывание еще более «мутного» дела берутсястарые знакомые – следователь Иван Черкасов в исполнении Андрея Смолякова и криминалист Соня Тимофеева (Марина Александрова). Кроме них, в подобранной со вкусом актерской группе «засвечены» и другие герои «Мосгаза» (Алексей Бардуков), блещут также Юлия Пересильд, Виктория Толстоганова и изумительная Людмила Полякова. Ну а сценарий, как говорится, тут абсолютно «кудринский»: Зою Кудрю любители кино знают как сценариста «Таежного романа», «Адмирала» и, конечно, полюбившейся «Ликвидации».
Премьера сериала и в год 70-летия Победы явно неслучайна. Кроме чисто детективной канвы мы вольно-невольно возвращаемся к страшным страницам войны, ведь идея фильма в том числе – в силе человеческой памяти и неотвратимости наказания за грехи, не имеющих срока давности.
Сразу по окончании первых серий интернет взорвали обсуждения «фанатов». Звучала в них и несколько разочарованная нотка: ну как же так, убийца сразу очевиден! Давайте не будем спешить, у Зои Кудри так не бывает. И даже с учетом исторической канвы действие может вырулить в совершенно невероятную сторону.
Тонька-пулеметчица
Так вот, об исторической канве. В основе сюжета сериала «Палач» действительно лежит реальная история (собственно, как и в «Мосгазе».) Речь идет о женщине, в годы войны работавшей у немцев карателем – палачом. На ее совести – полторы тысячи отправленных на тот свет человек! Немцам было на руку то, что палачом была «наша»…
Для большинства из нас и сама эта история, и имя ее «героини» - Антонина Макарова – были неизвестны вплоть до 2006 года, пока в одном из фильмов серии «Следствие вели…» эту историю не поведал Леонид Каневский.
Действие сериала разворачивается в 1965 году. Это одна из неточностей, обусловленная, думаю, необходимостью создания временной преемственности «Палача» и «Мосгаза», события в котором происходили в 1963-64 годах. На самом деле Антонину Макарову искали дольше – больше 30 лет. И нашли только «под Олимпиаду», в 1978 году. Какова же ее реальная история?
…Честно скажу, читать про Тоньку-пулеметчицу, или Тоньку-москвичку, я начала после фильма Каневского. Сведений о ней до сих пор не слишком много, да и гриф «секретно» с ее дела, насколько известно, не снят и сейчас. (О Тоньке рассказывали также в документальном фильме «Возмездие», ведущим в котором был Сергей Никоненко). Однако сегодня сведений о ее жизни в открытом доступе уже достаточно.
Итак, Антонина Макаровна Макарова, урожденная Панфилова, родилась в 1920 году в Смоленской губернии. Фамилия Макарова появилась у нее случайно: в школе учительница записала ее отчество как фамилию. В 1941 году девушка ушла на фронт санитаркой, попала в плен к немцам, затем бежала оттуда с одним из солдат, которому – по ее словам – стала «походной женой». Вскоре после прекращения этих отношений она вновь оказалась у немцев, а точнее – на территории так называемой Локотской республики. Десятилетия спустя Макарова объяснит, что на самом деле ее согласие работать на немцев было вызвано совершенно банальными вещами: усталостью, желанием отогреться и прийти в себя после скитаний. Так вот «просто» она и стала карателем во вспомогательной полиции. Ей дали место на конезаводе и выдали пулемет «Максим». О нем она мечтала еще до войны, вдохновленная образом Анки-пулеметчицы.
Перед первым расстрелом ее напоили. После следующих она напивалась сама, но, как написано в следственных документах, стыда или боли после убийств не испытывала: «Я не знала тех, кого расстреливаю. Они меня не знали. Поэтому стыдно мне перед ними не было. Бывало, выстрелишь, подойдешь ближе, а кое-кто еще дергается. Тогда снова стреляла в голову, чтобы человек не мучился. После казней я чистила пулемет в караульном помещении или во дворе. Патронов было в достатке...»
На расстрел к Макаровой отправляли группы около трех десятков человек. Каждая экзекуция стоила около 30 рейхсмарок. Плюс ко всему, она могла брать себе одежду убитых, что с удовольствием и делала. Перед расстрелом она, по свидетельствам выживших, приходила к местной тюрьме и рассматривала заключенных «будто присматривая одежду».
Отправка в тыловой немецкий госпиталь для лечения от венерических болезней спас пулеметчицу: Локоть захватили советские войска. В результате долгих приключений Макарова оказалась в Польше, и немцы отправили ее в концлагерь в Кенигсберге. В 1945 году Макарова выдала себя за медсестру, украв военный билет. И устроилась на работу «по профилю» - медсестрой, в наш передвижной госпиталь. Вскоре она встретила там белоруса Виктора Гинзбурга, они расписались, Макарова сменила фамилию. Молодые поселились в белорусском городке Лепеле и родили двух дочерей. Став контролером качества на местной швейной фабрике, Антонина пользовалась всеми ветеранскими льготами, они с мужем считались уважаемыми фронтовиками, а ее фото часто оказывалось на Доске Почета. О ее настоящей истории никто ничего не знал.
Операция «Поиск»
Между тем, КГБ искал карательнице с момента захвата местечка Локоть. Но что могли знать о ней местные жители? Ничего. Они знали ее как Тоньку-пулеметчицу, и не более. Только в 1976 году в Брянске один человек случайно узнал прятавшегося от возмездия бывшего начальница Локотской тюрьмы. Арестованный не стал отпираться и рассказал о своей «работе», упомянув и Макарову. И хотя он перепутал ее отчество, а также ошибочно назвал женщину москвичкой, поиски продолжались. Но настоящая зацепка появилась у КГБ только после того, как ее имя мелькнуло в анкете для выезда за границу – Макарову упомянул среди родственников ее брат, живший в Тюмени…
Так, спустя три десятка лет, следователи вышли на город Лепеле. И два свидетеля опознали карательницу. Впрочем, она не отпиралась, и даже находясь под следствием была уверена, что ей с учетом возраста и давностью происшедшего дадут максимум три года.
О семье она не вспоминала. Когда Виктор Гинзбург, добивавшийся ее освобождения, узнал правду, он с дочерями покинул Лепеле; дальнейшая судьба их неизвестна.
Высшую меру наказания Макаровой присудили 20 ноября 1978 года. Она выслушала приговор спокойно, но неустанно подавала прошения о помиловании, в том числе в ЦК КПСС. Все они были отклонены. А приговор привели в исполнение 11 августа 1979 года.
Зацеп за живое
… Вот такую «героиню» и разыскивают в сериале «Палач». Нетривиальная история цепляет за живое и леденит кровь… И на этом фоне мелкие неточности ленты не раздражают, хотя, конечно, журналистская братия не даст соврать – в ту пору репортеры свои материалы визировали, «проколы» жестко наказывались, а панибратские разговоры с начальством были скорее искючением из правил, чем правилом.
«Мосгаз» снимали в Тутаеве, Ярославле и Москве; «Палача» - под Рязанью, в октябре 2013 года, на территории Старожиловского конезавода. Рязанцы в массовке играли немецких военных и пленных советских солдат.
Удастся ли создателям фильма продержать зрителей у экрана в таком же напряжении, как и в первый вечер, покажет время. Пока – удается. У любителей киночтива одна лишь тоска: нет бы показать кино в «каникулы», когда можно смотреть его без оглядки на время, так нет же – на зимние каникулы у нас кроме скуки ничего запланировано не было…
Зоя Кудря, сценарист сериала «Палач»
В беседе с корреспондентом «Вечерки», Кудря рассказала о работе актеров, как отстаивала название фильма и ляпах, допушенных в картине.
- Зоя Анатольевна, идея «Палача» была для вас такой же мучительной и стоила вам множества бессонных ночей, как ваши предыдущие работы?
- Нет, все гораздо прозаичнее и спокойнее. После «Мосгаза», я предложила продюсеру Денису Евстигнееву создать цикл историй про майора Ивана Черкасова, разоблачившего серийного маньяка под именем «Мосгаз». Три-четыре проекта. Он согласился с моей идеей и предложил выбрать сюжет сценария мне самой. Я остановилась на истории «Тоньки-пулеметчицы».
Сериал «Палач», основанный на истории Антонины Макаровой, является своего рода вольным продолжением «Мосгаза» с использованием тех же персонажей. Мне показалась интересной эта история военного преступления. Но там была одна большая «засада» - наши спецслужбы искали Макарову аж 20 лет.
Я сразу оговорилась, что не стану писать 10 серий фильма о том, как наши разведчики бегают по стране 20 лет и не могут найти серийную убийцу. И лишь спустя 20 лет им это удается сделать. Хотя, надо отдать должное Никите Хрущеву, который дал на поимку серийного убийцы две недели. Ровно через две недели убийца предстал пред правосудием. В «Палаче» я лишь взяла за основу историю Тоньки-пулеметчицы, этой сволочи, которая хладнокровно расстреляла полторы тысяч человек, среди которых было много женщин и детей. И все. Дальше я начала все придумывать.
- Многие сетуют на обилие художественного вымысла в картине?
- Ну, во-первых, не обилие. Во-вторых, я изначально задумывала сценарий таким образом, чтобы не романтизировать убийц и насильников. Ведь и «Мосгаз» был вольным изложением реальных событий, в котором было ничтожно мало реальных деталей из дела Владимира Ионесяна по кличке «Мосгаз». Да, за основу сюжета взята реальная история первого в истории нашей страны серийного маньяка, чье имя наводило ужас на людей, а матери пугали им своих детей. Ну а дальше я включала воображение. Я сразу оговорила с Евстигнеевым, что не стану писать восемь серий ленты о каком-то шизофренике, размахивающим ножом и ворующим из квартир все что плохо лежит. Для меня важнее было показать психологию и характер человека, способного на убийство ради буханки хлеба или бутылку водки.
- А кто автор названия фильма?
- «Палача» я предложила сама. Я знаю, что был фильм с таким названием, но ни у кого нет эксклюзивного права на это слово. А предложила я именно так, потому что мне было нужно, чтобы этот изверг был мужского рода. Я не могла назвать ее «Тонькой-пулеметчицей» или там еще как-то. Мне нужно было одно слово, и оно должно было быть мужского рода. И Евстигнеев не раз выражал недовольство ассоциацией с уже имеющимся фильмом с таким же названием. Но я настояла. Мне было необходимо неопределенное слово, чтобы спрятать и не раскрывать до конца преступника. Ведь палачом может быть как мужчина, так и женщина.
- Когда вы писали сценарий, вы представляли, кто будет играть главных героев картины?
- Конечно же, нет. В случае с Денисом вопросов у меня не возникало. Я не люблю участвовать в кастинге актеров на те или иные роли, хотя режиссеры всегда приглашают меня. В «Палаче» для актеров у меня стояли свои образы. Когда я работаю в тандеме с режиссером, он как правило, озвучивает имена актеров, которым предстоит играть в кино. Мне в таких случаях легче пишется сценарий, потому что я пишу под конкретного артиста. Так у меня было в сериале «Граница. Таежный роман». Я знала, что там будет играть Рената Литвинова, Миша Ефремов. Поэтому они получились безумно легкими, и их игра была вполне органичной. В «Палаче» такого не было, не считая Черкасова в исполнении Андрея Смолякова и всей той команды, которая пришла из «Мосгаза». Остальных я не знала.
- В работе над сценарием приходилось ли работать с военным архивом?
- Нет. Более того, с дела Макаровой до сих пор не снят гриф секретности. Но мне этого и не нужно было. Мне достаточно было двух страниц текста биографии Тоньки-пулеметчицы. И все. Нет ничего лучше воображения.
- Вы прочите успех «Палачу»?
- Муж мой шерстит интернет, но пока мы не читали «диких» отзывов о первых сериях фильма. Мне кажется, фильм получился неплохой и я надеюсь, он будет иметь успех у зрителя.
- У вас нет претензий к создателям картины?
- Есть, и немало. Понимаете, в фильме всегда есть моменты, где нужно сконцентрировать внимание зрителя. В своих сценариях я всегда до деталей прописываю каждый шаг и каждую реплику героя. Вплоть до мельчайших подробностей. Бери, что называется, сценарий и снимай кино. Вроде как снимают по сценарию, но каждый раз обязательно найдется ляп. Взять хотя бы пластиковые окна. Ну не было у нас пластиковых окон в 60-х.
Или, к примеру, эпизод с убийством маленькой девочки. Думаю, что американцы сняли бы этот сюжет так, что у зрителей от страха волосы дыбом встали. Все это вызывает у меня раздражение. Ну ладно бы, если в сценарии не было инструкции. Но ведь там все прописано вплоть до мелочей. Знаете, я всегда пишу сценарий с огромным запасом прочности, чтобы после работы режиссера над сценарием по своему усмотрению, что-то осталось для дополнения вялотекущих сцен.
Думаешь, может, режиссеру неинтересно или он просто устал. Я и ученикам своим говорю, чтобы писали сценарий так, будто у вас слепоглухонемой режиссер. Взять работу некоторых актеров. Сидит 17-летний пацан в тюрьме и, извините, ржет. Да если бы я своем возрасте попала к немцам в плен, умерла бы от страха. А он и подавно должен быть парализован страхом. Он заикаться должен от ужаса и предстоящих мук. А он сидит и ржет.
- А вы не выказывали недовольства режиссеру?
- Я посмотрела уже отснятый материал. Ну кто же его будет переделывать? Иногда думаю, что надо бы мне самой уже стать если не режиссером, то хотя бы креативным продюсером. Ну правда, жалко иной раз, когда добротный сценарий становится проходным. Я так хорошо знаю, как снимать кино, что еще немного, и сама возьмусь за это дело (смеется). И с актерами знаю, как общаться. Им не нужно показывать как играть, им просто надо сказать, как это нужно сыграть. Хочу сделать комплимент игре Вики Толстогановой и Юлии Пересильд. Вы знаете, что такое для актрисы играть без косметики. Эти две красавицы не побоялись предстать в естественном образе, без прикрас, такими, как есть. Недавно видела в кино Ольгу Будину, которая умирала. Ресницы навзлет, глаза подведены, румянец во всю щеку. Но она вот так красиво умирала и прощалась со всеми в боевом раскрасе. Но все же есть разница между великими и невеликими, и я ее вижу.