Традиционные для российской зимы сложности с оборотом грузов в портах приобретают характер системного сбоя. По данным ОАО РЖД, с начала года погрузка уже упала на 1,5 млн тонн, или около 1,5% месячной нормы. Стивидоры при этом утверждают, что работают нормально, а основная проблема — в замедлении движения на сети, из-за чего грузы плохо доезжают в порты. Источники “Ъ” говорят о росте объемов брошенных полувагонов и цистерн на сети — они вдвое-втрое превышают показатели прошлогодних двух декад января. Кузбасс, столкнувшийся с невозможностью отправить весь объем своего угля в январе, уже просит правительство увеличить годовую квоту по вывозу на восток. Аналитики отмечают, что резкий рост нагрузки на транспортную систему «высветил все узкие места».
Общие потери перевозок на железнодорожной сети из-за проблем с выгрузкой в портах с начала года оцениваются в 1,5 млн тонн, сообщили “Ъ” в ОАО РЖД. Это примерно 1,5% от средней январской погрузки в последние три года. «Основными проблемами в работе портов являются сбои в работе перегрузочного оборудования в сложных погодных условиях, принятие грузовладельцами недостаточных профилактических мер против смерзаемости грузов, ограничения складских емкостей из-за периодических задержек подхода торгового флота»,— говорят в монополии.
Хуже всего ситуация в портах Дальнего Востока, где при нормативе 8,5 тыс. вагонов в сутки выгрузка на 70% меньше — в среднем 5 тыс. вагонов.
«Аналогичные проблемы на Октябрьской железной дороге, где при общей перерабатывающей способности 10 007 вагонов порты выгружают только 6524 вагона среднесуточно»,— уточнили в ОАО РЖД в монополии.
В монополии уже жаловались на работу портов в декабре — сначала по нефтепродуктам, потом и по угольным грузам. «Текущий год начат с неудовлетворительной работы операторов морских терминалов»,— сообщал 10 января в своей колонке в «Гудке» замгендиректора — начальник центральной дирекции управления движением ОАО РЖД Рашид Сайбаталов. Но ситуация постепенно улучшается, сообщили “Ъ” в ОАО РЖД, «ограничения в направлении портов снимаются, и задержанные поезда доставляются в пункты назначения». С начала месяца «подняли» 250 составов, добавляют в монополии.
Операторы терминалов, однако, говорят, что обрабатывают грузы своевременно.
В НТК (управляет Мурманским морским торговым портом, терминалом «Дальтрансуголь» в Ванино и др.) “Ъ” сообщили, что на терминалах группы проблем с выгрузкой угля нет. «Все вагоны, доставляемые ОАО РЖД, выгружаются без задержек,— уверяют в компании.— Все оборудование работает в штатном режиме, с учетом отгрузок за 19 дней января мощности по выгрузке из вагонов задействованы на 60%».
Ситуация в портах вызвана медленной доставкой из-за загруженности железнодорожных путей по всем направлениям, пояснили “Ъ” в УГМК (управляет угольными терминалами «Ростерминалуголь» в Усть-Луге, «Восточный порт» в Находке). «Срок доставки значительно увеличен, поэтому, разумеется, угольная продукция смерзается, что увеличивает сроки обработки вагонов,— говорят в компании.— В текущий момент среднесуточная выгрузка значительно превышает погрузку, порты стоят без вагонов. Например, парк "Новый" в Восточном порту — без вагонов четвертый день».
В Ассоциации морских торговых портов отмечают «ухудшение организации работы по доставке грузов железнодорожным транспортом в адрес морских портов и терминалов со стороны ОАО РЖД». Подвод поездов на припортовые станции осуществляется ниже установленных норм, говорят там: «Недостаточная пропускная способность железнодорожных подходов, неравномерность подвода поездных формирований сдерживают полноценную работу и развитие морских терминалов».
«Доставляемые перевозчиком объемы экспортных грузов, как и вывозимых импортных, не позволяют задействовать перевалочные мощности портов в полном объеме»,— заключают в ассоциации.
На заторы и недовоз груза в порты жалуется и Кузбасс. Как говорится в письме и. о. губернатора региона Вячеслава Телегина первому вице-премьеру Андрею Белоусову от 19 января, при плане на январь в 5,5 млн тонн фактически за 17 дней января погружено 2,19 млн тонн, или 39,9% от плана.
В декабре, говорится в документе (есть у “Ъ”), на полигоне Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД) было отставлено от движения 146 грузовых поездов, в том числе 61 угольный маршрут на экспорт в восточном направлении, на Красноярской железной дороге (КрасЖД) — 81 и 37 соответственно. Количество «брошенных» угольных маршрутов по сравнению с сентябрем, говорится в письме, выросло на ЗСЖД в девять раз, на КрасЖД — более чем в два раза, «что фактически привело почти к 100% занятости железнодорожной инфраструктуры как в границах ЗСЖД, так и в границах железных дорог, расположенных на Восточном полигоне, что в конечном итоге не позволит выполнить план перевозок января».
Срыв планов перевозки в январе на 1,5 млн тонн влечет невыполнение поручений президента РФ о наращивании вывоза угля из Кузбасса, предупреждает господин Телегин и просит господина Белоусова увеличить квоту вывоза угля на восток из Кузбасса на 2022 год на объем, не вывезенный в январе.
По данным источника “Ъ” среди операторов, количество брошенных полувагонов на сети 1–18 января составляло 21,4 тыс., цистерн — 10,1 тыс. Это в два-три раза больше, чем в тот же период годом ранее (7,6 тыс. и 5,1 тыс. единиц соответственно).
Всего на сети простаивают 31,5 тыс. груженых полувагонов и цистерн, принадлежащих преимущественно крупным грузоотправителям и операторам угольного и нефтяного секторов — КРУ, «Сибантрациту», СУЭК, «Эльгауглю», «РН-Транс», «Татнефть-Транс», НХТК. А источник среди стивидоров говорит о том, что прибытие вагонов в порты Азово-Черноморского бассейна и Северо-Запада в четвертом квартале в среднем держалось на уровне 70% от их перерабатывающей способности.
«Ситуация крайне тяжелая: погрузка на экспорт падает, а число брошенных поездов растет,— говорит собеседник “Ъ” среди операторов.— На сети катастрофически не хватает локомотивных бригад, банально — людей на станциях. Нормой стали задержки в приеме груза к перевозке. Все это следствие кадровой оптимизации, нехватки локомотивов». Положение усугубляется наличием значительных ограничений по скорости движения, вызванных просрочками капремонта пути и отсутствием ощутимых результатов расширения Восточного полигона, говорит он.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что сейчас логистические цепочки во всем мире работают с критической нагрузкой, высвечивающей все узкие места. Есть проблемы и на стороне ОАО РЖД, из которых первостепенной аналитик считает кадровую — от персонала на местах, где наблюдается дефицит квалифицированных специалистов и их чрезвычайная перегруженность, до топ-менеджмента в области управления движением, квалификация которого, по его мнению, снижается, особенно с учетом длительного процесса обновления руководства железных дорог. Но есть и проблемы с выгрузкой, отмечает он, а также и ростом вагонных ставок у операторов, которые на споте из-за усиления дефицита достигли заоблачных величин.