В образовательных программах российской школы смогут сделать акцент на воспитание детей духовными личностями. Депутаты законодательного собрания Санкт-Петербурга подготовили законопроект, согласно которому предлагается добавить понятие духовно-нравственного воспитания в ФЗ «Об образовании». Как рассказал автор поправок, депутат Андрей Анохин, в воспитании нужно обратить особое внимание на приоритет общего блага над личным, а также на любовь к своему государству. Проект закона в ближайшее время будет направлен в Госдуму (документ находится в распоряжении «Известий»).
Согласно подготовленным поправкам в ФЗ «Об образовании в РФ», предлагается закрепить определение понятия «духовно-нравственное воспитание».
— Систему образования нужно воспринимать как инструмент формирования будущего гражданина Российской Федерации: от того, что мы ему заложим помимо знаний, зависит будущее нашего государства, — говорит автор законопроекта, депутат заксобрания Санкт-Петербурга Андрей Анохин. — Под духовно-нравственным воспитанием подразумевается целый набор принципов, которые преображают человека: отсутствие эгоизма, борьба с обществом потребления, семейные ценности, уважение к ближнему, любовь к своему государству и народу, приоритет общего блага над личным и пр.
«Духовно-нравственное воспитание — воспитание духовной личности, обладающей нравственными качествами, под которыми понимаются внутренне присущие личности человека свойства, способствующие саморегуляции поведения в соответствии с совестью и нормой, закрепленной в традиционной духовной культуре народа, проявляющейся в бережном отношении к окружающим» — такое понятие предлагается закрепить в федеральном законе.
По словам Анохина, после введения новой нормы нужно будет пересмотреть образовательные программы и ввести в них элементы духовности.
— Мы постоянно говорим о воспитательной функции школы, применяем терминологию нравственности и духовности, но сейчас невозможно вписать эти критерии в программу, пока нет такой нормы в федеральном законе, — говорит он.
Анохин считает, что не случайно «культурной» поправкой занимаются депутаты Санкт-Петербурга.
— Санкт-Петербург является центром философской мысли, где люди настроены на размышления о будущем России, — говорит он. — Помимо законов, связанных с ЖКХ, и другими проблемами, которыми занимаются коллеги из других регионов, мы задумываемся о стратегических вопросах.
Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков согласен с питерскими депутатами в том, что «функция воспитания сейчас выпала из образовательного процесса».
— Сейчас элемента духовно-нравственного воспитания не хватает абсолютному большинству школ, — пояснил он. — За последние годы были сокращены часы литературы, ИЗО, резко снизилось ассигнование кружков, секций, творческих студий, факультативов. Фактически школы сейчас воспитывают потребителей, а не интеллектуально развитых и творчески активных личностей. То есть дают только необходимый обычному потребителю уровень знаний.
По его словам, чтобы вернуть школам воспитательную функцию, нужно снова увеличить количество часов на эти развивающие предметы.
Первый зампред комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов утверждает, что, так же как и питерские коллеги, озабочен вопросами воспитания в системе общего образования.
— Я согласен с тем, что Минобрнауки уделяет этой теме недопустимо мало внимания, — сказал он. — Правда, добавив в закон об образовании определение очередного понятия, мы эту проблему не решим. Нужна госпрограмма по воспитанию в школах, в которой будет сформулирована стратегия на ближайшие 10–15 лет.
Между тем директор столичной школы № 293 Александр Глозман утверждает, что в абсолютном большинстве школ детей не только учат, но и воспитывают.
— Во-первых, сами учителя являются носителями нравственных ценностей и своим отношением, своей гражданской позицией показывают детям пример, — пояснил он. — К тому же все сейчас подключены к патриотическим, гражданским акциям. К примеру, в каждой школе созданы штабы по подготовке к 70-летию Победы. Дети изучают историю Великой Отечественной войны, участвуют в поисковой деятельности, общаются со свидетелями сражений, составляют летописи, прилагают для этого усилия — так и происходит процесс воспитания личности.