О том, почему споры о событиях «давно минувших дней» не утихают ни в мире, ни в нашей стране, в интервью «АиФ» размышляет помощник Президента РФ, председатель Российского военно-исторического общества .
Классический пример: настойчиво демонизируется пакт Молотова – Риббентропа. Но посмотрим на текст самого документа и пресловутого секретного протокола к нему (всё давно в свободном доступе). Две стороны договорились соблюдать сферы интересов друг друга – всё, больше ничего из текста самого документа выжать невозможно. Весьма цинично договаривались. Но это был стандартный язык явной и тайной дипломатии того времени. Ни одна «демократическая» страна ничем в лучшую сторону не отличалась. Скорее даже наоборот. С Германией мы о чём-то договорились последними в Европе. И то делая над собой нечеловеческое усилие – идеология нацизма была глубоко враждебна всему, что пытался воплотить СССР. Помните «Священную войну»? «За свет и мир мы боремся, они – за царство тьмы».
Теперь наследникам мюнхенских «прагматиков» приходится сочинять исторические сказки про «невинных» евроовечек и «злого» русского волка.
Обращаться же к архивным документам необходимо, чтобы противостоять набирающей силу фальсификации истории. Как это сделал президент, публично вскрыв в конце прошлого года постыдные механизмы польско-германских предвоенных отношений, целого пакета договоров «западных демократий» с нацистами в 1930-е гг. И финальной точкой – поставив перед всем миром на посмешище и поругание «голос» польской предвоенной дипломатии – Юзефа «антисемитскую свинью» Липского.
– Многое идёт от безграмотности. Позволю себе длинную цитату – для общего развития. Директива германского командования группе армий «Север»: «7.10.1941 г.: Фюрер снова решил, что капитуляция Ленинграда, а позже Москвы не должна быть принята даже в том случае, если она была бы предложена противником… Кто покинет город против наших линий, должен быть отогнан назад огнём… И для всех других городов должно действовать правило, что перед их занятием они должны быть превращены в развалины артиллерийским огнём и воздушными налётами, а население должно быть обращено в бегство». Далее шли разъяснения на уровне дивизий: даже если русские будут пытаться выводить женщин и детей – огнём поверх голов загонять обратно, при дальнейшем движении – стрелять на поражение, не допуская приближения к позициям.
Такой мерзости я в истории и не припомню.
Стыдно ли быть патриотом?
– День Победы пока остаётся, пожалуй, единственной темой, консолидирующей общество. Долго ли она ещё сможет оставаться таковой? И нет ли опасности замылить её всевозможными акциями, олимпиадами, выставками, конференциями?
– Не согласен, что единственной. Если бы наша страна не скреплялась тысячами и тысячами исторических, культурных, нравственных, человеческих скреп, не говоря уже об экономических интересах, силе традиций и прочем, она бы не простояла тысячу лет.
Просто память о Победе – это один из вопросов истории, вызывающий на сегодня «максимальный консенсус». Избыток, как вы говорите, всяческих акций вокруг этой темы – вопрос сложный.
Настоящие, глубокие, нередко идущие снизу инициативы, как «Бессмертный полк», например, уверен, у любого ментально здорового человека вызывают только уважение, сопереживание, желание принять участие самому.
Хотя, как везде и всегда, без шелухи и формализма не обходится. Не хочу приводить конкретных примеров – самого порой коробит, честно скажу…
Но от кого это зависит: будет ли искренность, внимание к ветеранам, к памяти павших, просто человечность преобладать над показухой, безвкусием и самопиаром? Только от нас самих.
– Как только звучит слово «патриотизм», часть общества тут же мчится писать гневный пост в интернете. При этом у Голливуда ни один фильм без того, чтобы звёздно-полосатый флаг пару раз в кадре появился, не обходится. Почему наши либералы Голливуду это прощают, а своим соотечественникам нет? И надо ли стесняться быть патриотом?
– Я не видел ещё ни одного «патриотического» голливудского блокбастера, где бы звёздно-полосатый флаг, появившись единожды, появлялся потом в кадре всего «пару раз». Обычно это делается десятки раз в течение фильма. С этого начинают, как в «Рядовом Райане», и этим же заканчивают. И ничего, «Оскары» получают, миллионы по миру собирают, всё отлично.
Стесняться быть патриотом? Слава богу, у нас в последнее время этим гордятся. Другое дело, в России так уж исторически сложилось: некая часть интеллигенции всегда оппозиционна правительству (любому – царскому, советскому, нынешнему) и любым его начинаниям. Историки знают, как в годы ещё Крымской войны XIX в. многие умные, образованные люди столицы желали поражения русской армии, а в годы Русско-японской войны на торжественных банкетах поднимались тосты в честь побед японцев. Кончилось, правда, всё Октябрём 1917-го, а непосредственно для той интеллигенции – в самом счастливом для её представителей случае – работой полотёрами и посудомойками в парижском кафе.
– Осенью вы открыли в Севастополе закладной камень в основании мемориала к 100-летию завершения Гражданской войны. Но ещё на этапе его представления вспыхнули споры, а чью память он будет увековечивать. Сможет ли общество когда-нибудь прийти к согласию в оценке Гражданской войны?
– Гражданская война – всегда трагедия. Да, можно бесконечно ковырять ржавым гвоздиком в своих ранах, чтобы они никогда не заживали. Кто так делает? Зачем? Какой политический и прочий капитал зарабатывает? Думаю, понятно. Это не особо пока осознано, но наше общество достигло баланса. Это лишает свободы манёвра и политического будущего определённую прослойку не очень удачливых политиков и протестных маргиналов.
Но 100 лет назад произошло то, что произошло. На фронтах Гражданской – как ни печально – обе стороны (а на самом деле их было больше) имели свою правду, обе любили свою страну. Просто красные и белые любили Россию по-разному. Ну так давайте отдадим им должное. Почтим их память. И поставим точку – хотя бы поначалу – в виде памятника там, где война закончилась.
Это исторически честно и правильно.
«Люди у нас умные»
– Дискуссии вспыхнули и вокруг предложения РВИО устанавливать новые памятники советским солдатам, которые, по словам Андрея Кончаловского, в том числе должны быть и легко тиражируемы. Этому «легко тиражируемы» и досталось: мол, зачем заполнять ширпотребом улицы и площади?
– Внимательно слежу за всем, что пишут о деятельности РВИО, никакой особой шумихи тут не заметил. Люди у нас умные. А по сути вот что. Пришли в ветхость памятники, которые на скорую руку ставились на воинских захоронениях в послевоенные годы. Запущены, неухожены оказались многие места братских солдатских могил. Объективно – время пришло. Мы их восстанавливаем, ставим новые монументы. Благоустраиваем вместе с местными властями захоронения, аллеи Славы, меняем стелы с полустёршимися именами-фамилиями погибших солдат. В основном это не на центральных площадях, а в сёлах, в райцентрах, местах, где рядом живут внуки-правнуки тех павших героев. У нас серьёзный творческий конкурс, общественная экспертиза, это достойные работы.
Люди на открытии благоустроенных мемориальных захоронений, памятников плачут, не могут сдержать эмоций, поверить, что делается это… просто потому, что так надо. События местные, они не попадают на экраны центральных каналов и в тусовочные телеграм-каналы. Но каждый раз возникает ощущение, что делается очень человеческое, правильное дело.