Есть классическая формула Маркса: «Глубоко копает крот истории». Разумеется, крот — это лишь метафора, причем с подмоченной репутацией. Для многочисленных зрителей кино про шпионов крот — глубоко законспирированный агент, искусно притворяющийся своим, а на деле приносящий урон безопасности государства, разрушающий наш ничем не замутненный взгляд на прошлое, настоящее и будущее. Его раскопки — не что иное, как подкоп. А посему его деятельность нужно всячески пресекать, тем более что под рукой более покладистое животное, обращению с которым учит другая формула — Маяковского: «Клячу истории загоним».
В пользу скачки по поверхности событий и фактов говорит картина тотальной исторической безграмотности молодых людей, о которой сегодня не пишет только ленивый. И, что еще более печально, нежелание современных подростков отягощать свой ум, как им кажется, абсолютно бесполезными сведениями. Тут уж не до жиру — быть бы живу. Дай бог, чтобы они хотя бы усвоили единый учебник истории и не путались в ответах на вопрос: с кем воевал СССР в годы II мировой войны?
Но как учитель со стажем могу сказать: во все времена были разные подростки. Неисправимые формалисты, готовые выучить материал «от сих до сих», а сдав его, мгновенно забыть. Завзятые бездельники, которые были в состоянии отвечать только на наводящие вопросы типа: а не Париж ли столица Франции? При этом всегда находились юноши и девушки, не довольствующиеся минимальным пайком знаний. Мы и сегодня можем увидеть их по воскресеньям в передаче «Умники и умницы».
Ничего не изменилось? Изменилось и очень многое. Да, сегодняшние подростки — большие прагматики. У них на первый план выходят вопросы: что лично мне даст тот или иной учебный материал? На мой взгляд, вопросы справедливые и закономерные. Расплывчатыми ответами на них не отделаться. Отсюда — задача: помочь ученику почувствовать личностный смысл образования. Его невозможно навязать, его человек нащупывает сам, а педагог выступает в роли повивальной бабки, помогая рождаться личности, — метафора Сократа, чья педагогическая система веками набирает обороты.
Сегодня для ее воплощения на практике появился мощный инструмент — проектная деятельность учащихся. Нормальные школы, каких, поверьте, немало, всячески поощряют исследовательскую деятельность старшеклассников. В процессе которой они, самостоятельно выбирая темы и обрабатывая массивы информации, порой высекают такие смыслы, что опытные педагоги ощущают себя учениками.
В очередной раз почувствовать себя учеником мне дано было совсем недавно — на защите проектов старшеклассников по теме «Неизвестная война» (речь шла о Первой мировой). На уроках подробно рассматривались геополитические интересы воюющих коалиций, роль восточного фронта в спасении союзников от разгрома и т.п. Но меня интересовало, какие сюжеты выберут сами старшеклассники.
Дмитрий Г. ставит перед собой неразрешимую задачу. Сегодня как у историков, так и у просто неравнодушных к истории людей сохраняется ощущение непонимания событий, которые ввергли Европу в четырехлетний кошмар войны. На вопрос о причинах Первой мировой не могли дать ответа и ключевые политические фигуры того времени. В августе 1914 г., вскоре после вступления Германии в войну, состоялся разговор между бывшим германским канцлером Бернгардом фон Бюловом и его преемником Теобальдом фон Бетман-Гольвегом. Бюлов тогда поинтересовался: «Как же это случилось?» И получил обескураживающий ответ: «Ах, если бы знать!»
Ту войну иногда называют войной кузенов, но сами кузены воевать не хотели: ни Вильгельм, ни Николай, ни Георг не мечтали о смертоубийстве. Война наступила на них как неотвратимая реальность, с которой здравый смысл совладать не может.
Школьник пытается понять, как мир срывается в войну, которая, начавшись с убийства двух человек, в итоге уносит жизни более 15 миллионов и разрушает четыре империи. Он исследует, как зарождается и набирает силу югославский национализм, вдохновленный идеей объединения всех южных славян в единое государство. А средством для достижения этой великой цели избирается террор, ударной силой которого становятся молодые люди, по сути дела — подростки, не знающие страха смерти. Их так легко зажечь и бросить в топку истории.
Между тем убитый эрцгерцог Франц Фердинанд был реформатором и категорическим противником войны с Сербией и Россией. Он собирался перекроить карту «лоскутной империи», превратить ее в конфедерацию полуавтономных государств. Страну предполагалось назвать Соединенные Штаты Великой Австрии, к которым в дальнейшем могли бы присоединиться и балканские страны. Нетрудно заметить сходство с принципами Европейского союза — объединения, показавшего куда большую устойчивость, чем Югославия. Роковые выстрелы в Сараеве не дали этим планам осуществиться. А это похоже уже на нашу историю. 4 марта 1881 г. в Совете министров должен был обсуждаться проект конституционной реформы. Но убийство Александра II подняло волну контрреформ. Опоздав с реформами, страна провалилась в пучину смуты в годы все той же Первой мировой...
Так что не в вакууме живут наши дети. Их, как и нас, тревожит происходящее, побуждая пристально всматриваться в истоки тех или иных явлений.
Хрупкая, миниатюрная десятиклассница, но эта Дюймовочка смело пускается вслед кроту истории. Тема изысканий Елены О. — «Военная пропаганда в годы I мировой войны». Наличие «врага» помогало организовать толпу как единое целое и открывало простор для манипуляции массовым сознанием. Французская пресса писала о природном варварстве немцев, английская пресса — о немецких шпионах, немцы публиковали заметки о коварных французах и неотесанных славянах, русские вспоминали о том, сколько раз их предавал Бисмарк.
Пропаганда стала средством ведения войны, применение которого не регулируется никакими нормами права (даже сейчас самая беззастенчивая пропаганда не оговорена ни в одном параграфе международных конвенций). Но пропаганда — всего лишь средство. Для успешной пропаганды необходима четкая цель. Для тех, на кого в ту войну напали, — французов и бельгийцев, — основным мотивом становится освобождение родной земли от врага. Для России — помощь братскому сербскому народу. Для немцев — утверждение превосходства великой арийской нации.
Один из приемов пропаганды — «демонизация врага», известный сейчас как «расчеловечивание».
Самый яркий пример — образ распятого канадского солдата, сообщение о котором появилось в газете Times 10 мая 1915 года. Результат был достигнут: после сообщения об акте такого зверства поток добровольцев в армию союзников удвоился.
Другой известной фальшивкой стал сюжет о католических священниках, повешенных на колокольных языках в Антверпене. В ноябре 1914 года в немецкой газете «Кальнише цайтунг» была помещена заметка о радостном перезвоне колоколов по случаю немецкой победы. Союзники «творчески» переработали это сообщение: в первой версии сообщалось, что священников под страхом смерти вынудили устроить перезвон; затем, для усиления впечатления, появилась новая версия — что их подвесили на колокольных языках вниз головой.
Нити, премьер-министр Италии военного времени, пишет в своих воспоминаниях:
«Во время войны Франция с другими союзниками, в том числе с нашим правительством, пустили в ход нелепые басни, чтобы вызвать воинственный дух у наших мужчин. Немцам приписывали жестокость, чтобы разжечь в нас кровь. Мы все слышали рассказ о бельгийском ребенке, руки которого были отрезаны гуннами. После войны один американец, который был под сильным влиянием французской пропаганды, послал в Бельгию человека с поручением назначить пенсию ребятишкам, которым немцы отрезали ручки. Посланец не мог найти ни одного такого ребенка. Ллойд Джордж и я, в бытность мою во главе итальянского правительства, произвели подробное расследование с целью узнать правду об этих ужасных обвинениях. Каждое обследование привело нас к выводу, что эти слухи с начала до конца выдуманы».
Столь же дотошно юная исследовательница представляет образчики германской, российской пропаганды, сопровождая их богатым иллюстративным материалом. Проект девушки полностью отвечает заданной теме.
А я, учитель, думаю о том, как по-разному сейчас могут быть расценены подобные изыскания. Легко представляю себе ситуацию, когда школа, видящая свою главную задачу в «воспитании боевого духа», с порога отвергнет «сомнительные» проекты, тем самым задавив в зародыше стремление молодых людей к самостоятельному мышлению. Вот тогда мы действительно загоним «клячу истории». А вместе с ней — последнюю надежду отойти от края моральной и интеллектуальной пропасти.