«За остроту ощущений. За то, что ставки выше, — 37-летний режиссер, музыкант и клипмейкер Илья Найшуллер объясняет, за что он любит остросюжетное кино. — В большинстве самых важных для меня фильмов героя в случае неудачи ждет не моральный облом, а физические последствия, что куда страшнее. Лично мне не хотелось бы лишиться руки или чтобы в меня выстрелили. Вообще я люблю фильмы, которые показывают мне то, чего я надеюсь никогда не увидеть в реальной жизни».
Герой нового боевика Найшуллера «Никто» — мирный семьянин, который, случайно ввязавшись в драку, переходит дорогу гангстерам и сам оказывается не так прост и безобиден, как можно было подумать. «Никто» — второй фильм москвича Найшуллера в Голливуде и первый большой проект. До этого был «Хардкор» — спродюсированный Тимуром Бекмамбетовым эксперимент в технике POV (point of view), суть ее в том, что мы, как в компьютерной игре, наблюдаем все происходящее глазами протагониста, но не видим его самого. В «Никто» главный герой, как ему и положено, занимает в кадре центральное место, тем более что играет его звезда «Лучше звоните Солу» Боб Оденкерк. Сценарий написал автор «Джона Уика» Дерек Колстад. Производство — кинокомпания Universal. Все по-взрослому.
«Терпению и дипломатии... — отвечает Илья на вопрос, чему он научился на съемках проекта. — Когда снимали «Хардкор», Тимур мне давал советы, но я не обязан был слушать. А здесь я был нанятый режиссер, на проекте было пять продюсеров, и я был готов к тому, что мне скажут: «Делай так», но все равно надеялся выжать из этой истории максимум. А в итоге у нас была система best idea wins — неважно чья, просто лучшая. И поразительно, что за пять месяцев подготовки и съемок никто ни разу не поднял на другого голос. Возможно, Канада помогала, ее холодный ветер бесконфликтности. Мы просто садились и все обсуждали».
И никакой диктатуры режиссера? «Режиссер там царь и бог, но ты должен очень четко знать, что ты хочешь, что можешь, и обосновывать свои решения. Это художник, который рисует у себя на чердаке, может говорить: «Я так вижу». А тут ты отвечаешь за людей и деньги. И чем надежнее ты управляешь этим кораблем, тем меньше к тебе вопросов. Мне изначально один из продюсеров сказал: «Самое главное — первые две недели. Ни одного опоздания, никаких переработок. Если не справишься, студия будет стоять у тебя за спиной и дышать в ухо. А продержишься — никто тебе дальше слова не скажет. Я так перепугался, что мы как начали, так и закончили все четко по графику. Тридцатилетний Илья так бы не смог. Чтобы быстро и аргументированно давать ответы на любые вопросы, нужна холодная голова».
С холодной головой и с последней прямотой Найшуллер отвечает и на вопрос, почему в его фильмах, да и вообще в боевиках, женщинам до сих пор достаются второстепенные роли. В «Хардкоре» Хейли Беннетт появлялась в образе похищенной девушки героя. В «Никто» Конни Нильсен играет жену, мать, но никак не экшен-героиню. «Я рос на фильмах, где главные герои — мужчины. Мне это на подсознательном уровне более понятно. А Ридли Скотт постоянно снимает про женщин. Кстати, в первоначальном сценарии «Чужого» не был прописан гендер персонажей. В том, что присылают мне, 85 % героев — мужчины. Вообще это такая уловка-22. Были бы хорошие фильмы с экшен-героинями — они собирали бы больше денег. И их больше бы снимали. Но их снимают мало, успешными становятся единицы, денег нет, вот и не запускают. Получается, что продвигать других героев, нежели мужчина со щетиной, невыгодно. Дилемма про курицу и яйцо».
Идти в атаку на законы Голливуда Илья не собирается, но линию свою гнет. И линия эта — бытовой реализм, капля правды жизни в вымышленном мире. Если герою со щетиной далеко за 30, то и его жену не должна играть 20-летняя актриса. Помните старые упреки Голливуду, что это Брэду Питту и Джорджу Клуни можно стареть на экране, а их партнерши будут вечно юными? Конни Нильсен — 55, и тем, что она снялась в «Никто», Найшуллер гордится не меньше, чем работами в нем Алексея Серебрякова и Александра Паля. «В сценарии изначально были корейцы, но я про них понимаю столько же, сколько американцы про нас. Это была бы клюква. А уж если снимать злых русских, то пусть это будут крутые актеры. Серебряков и Оденкерк — вот это противостояние».
В планах Найшуллера — любовно-шпионская история про Берлин-1949. Задача на год — дописать сценарий «мрачного супергеройского фильма». «Главные проблемы сегодня — это власть корпораций и отсутствие эмпатии. 2020 год показал, что нам наплевать на всех, кроме себя. Иначе что мешает носить маски? Про это и буду снимать. И если кино помимо развлечения может хоть немного поменять мир к лучшему, это будет бомба».