У Олимпийского комитета России впервые за 15 лет сменился поставщик экипировки. Вместо Bosco di Ciliegi Михаила Куснировича, потратившего на право одевать олимпийцев более $120 млн, выбрана компания ZA Sport
Впервые за 15 лет Олимпийский комитет России (ОКР) выбрал нового экипировщика российской сборной. Контракт с группой Bosco di Ciliegi, которая занималась разработкой и поставкой формы российским олимпийцам с 2002 года, истек в январе 2017 года, и заново его решено не перезаключать.
«Мы утвердили лицензиата экипировки, победила компания ZA Sport. Надеюсь, в ближайшее время мы подпишем контракт», — заявил в четверг журналистам глава ОКР Александр Жуков по итогам заседания исполкома, передает «Р-Спорт»
О том, что Олимпийский комитет ищет замену своему бессменному поставщику Bosco di Ciliegi, стало известно на прошлой неделе. ОКР сам приглашал компании для участия в конкурсе, сообщали РБК представители компаний, в частности группы Forward. Именно Forward называли основным претендентом на новый контракт — c 2003 года она одевает более 200 сборных команд по 60 видам спорта, была официальным поставщиком Универсиады в 2013 году и российской команды на шоу «Большие гонки». Как рассказывали РБК участники рынка, предложение поступало и другому известному поставщику специальной формы — «БТК групп» Таймураза Боллоева (работает с «Аэрофлотом», Министерством внутренних дел, Следственным комитетом и т.д.). «Но группа решила отказаться, поскольку важным условием контракта с комитетом было наличие собственной развитой розницы», — пояснял собеседник РБК на рынке.
«До момента подписания контракта больше ничего комментировать не будем», — заявил РБК пресс-секретарь Олимпийского комитета России Константин Выборнов. На вопрос о производственных мощностях компании ZA Sport Выборнов сказал: «Это у компании ZA Sport надо выяснять, какие у них производственные мощности». Он отметил, что решение о выборе нового экипировщика сборной России было принято «не просто так».
ZA Задориной
Анастасия Задорина, главный дизайнер ZA Sport, подтвердила РБК, что в ближайшие восемь лет (это Игры в Корее, Японии и Китае) будет одевать олимпийцев. Кто является собственником компании, она не уточнила. «В течение недели мы подпишем контракт, определяющий все условия», — пояснила она. Достаточно ли будет ZA Sport действующего производства в Москве (о его наличии сообщается на сайте группы) для выполнения обязательств по контракту, Задорина пока не решила. «Я подумаю», — ответила она вопрос про достаточность мощностей завода.
ZA Sport входит в ZA Group, которое помимо спортивного направления развивает бренды anastasiAZadorina и занимается организацией и PR-сопровождением мероприятий. В профиле дизайнера на сайте указано, что «отличительные особенности работ Анастасии — виртуозный крой, особое внимание к деталям и подбору материалов, предпочтение дизайнер отдает шелку, кружеву и атласу».
Спортивное направление ZA Sport было создано в 2012 году и «специализируется на разработке корпоративного стиля и создании одежды для активного отдыха и путешествий». Среди клиентов указаны «Динамо», «Внуково», «Норильский никель», «Росатом». По данным СПАРК, учредителем ООО «За Спорт», которое было зарегистрировано 1 декабря 2016 года, является Анастасия Задорина. Также ей принадлежат 45% долей в ООО «За Групп» (выручка в 2015 году — 638 тыс. руб., убыток — 86 тыс. руб.), ООО «Экипспорт» и еще восемь компаний. «Экипспорт», по данным портала госзакупок, в 2016 году поставил спортивную экипировку для спартакиады «Транснефти» на 1,6 млн руб. Задорина является и совладелицей ПАО «Корпорация «Байкал». В совет директоров компании входит Роман Золотов — полный тезка сына главы Росгвардии Виктора Золотова.
Есть у Задориной и интересы в научной сфере — она является заместителем директора Института проблем безопасности СНГ, который был создан в 2006 году для «комплексного анализа проблем безопасности государств СНГ посредством разработки научных проектов, докладов, рекомендаций, выпуска научных изданий, а также проведения экспертиз и консультаций», говорится на сайте института.
Некоторую известность Задориной в 2014 году принесла акция в Москве — дизайнер предлагала прохожим обменять их одежду иностранных брендов на футболки с надписями «Тополь санкций не боится» или «Санкции? Не смешите мои Искандеры».
В апреле 2016 года журнал Forbes писал, что Анастасия Задорина является дочерью руководителя службы обеспечения деятельности ФСБ России и президента спортклуба «Динамо» Михаила Шекина. Шекин до сих пор возглавляет cлужбу обеспечения деятельности ФСБ, рассказал РБК собеседник, близкий к руководству спецслужбы. Согласно сайту ФСБ, человек по имени М.В. Шекин указан одним из авторов коллективной монографии «Международный терроризм: борьба за геополитическое господство», вышедшей в 2005 году в издательстве РАГС (Российской академии государственной службы).
Сошел с дистанции
Жуков в четверг, 2 февраля, также отметил, что ОКР остался удовлетворен сотрудничеством с Bosco и выразил компании свою благодарность.
В конце декабря 2016 года в интервью РБК глава Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович сообщил, что его компания получила предложение о продолжении сотрудничества с ОКР и изучает его условия. «Степень удовлетворенности от него (предложения ОКР. — РБК) мы обсуждаем. Но я могу точно сказать, что на предложение, которое не отвечает нашим интересам, у нас нет никаких резонов соглашаться. При этом интерес продолжения сотрудничества, развития с учетом огромного опыта есть», — говорил он.
Bosco di Ciliegi Михаила Куснировича начала одевать сборную в 2002 году, и сотрудничество продолжалось на протяжении восьми последних Олимпиад. Выручка ООО «Спорттовары Боско» (100% через АО «Группа компаний Восток и Запад» принадлежит Михаилу Куснировичу) в 2015 году составила 1,7 млрд руб., чистая прибыль — 6,7 млн руб., следует из данных «СПАРК-Интерфакс». Самым удачным для группы были 2013 и 2014 годы — период подготовки и проведения Олимпийских игр в Сочи. В эти годы продажи составили 3,6 млрд и 3,9 млрд руб. соответственно. На зимней Олимпиаде Bosco одевала не только олимпийскую и паралимпийскую команды России, но и волонтеров (около 45 тыс. человек), организаторов и технический персонал, представителей международных спортивных федераций и всех, кто имел отношение к мероприятию. Кроме того, дизайнеры группы отвечали за концепцию единого визуального образа Игр. В олимпийском 2014 году оборот Bosco Group составил €500 млн и свыше €80 млн приходился на спортивное направление. Во время Олимпиады в Сочи одежда и обувь из официальной лицензионной коллекции «Сочи-2014» была доступна в 80 магазинах Bosco по всей стране.
По оценке журнала Forbes, с 2002 по 2016 год за сотрудничество с ОКР группа Bosco могла заплатить более $120 млн. Причем самый дорогой контракт — на $100 млн — был заключен последним, и в него входило сразу четыре олимпийских цикла (игры в Ванкувере, Лондоне, Сочи, Рио-де-Жанейро). Сейчас, по данным группы, в России работает 25 магазинов Bosco Sport в десяти городах.
Начиная с небольшого контракта на $1 млн в Солт-Лейк-Сити (группа отвечала только за парадную форму олимпийцев на церемониях открытия и закрытия), уже в 2016 году Bosco стала партнером и Международного олимпийского комитета (МОК), сменив Ralph Lauren. «МОК платит тем, что мы выходим на новый международный уровень, это маркетинг», — объяснял Михаил Куснирович выгоду для группы от сотрудничества. Именно принципом получения доступа на новые рынки группа руководствовалась, в том числе когда стала генеральным партнером национального олимпийского и паралимпийского комитета Испании. «Мы все это время надеялись, что сможем реализовать розничный бизнес в Испании, попробовали даже, — рассказывал Куснирович в интервью «Ведомостям» (к этому моменту контракт с Испанией был досрочно прекращен). — Оказалось — экономически не выгодно: очень высокие цены аренды при очень низких товарооборотах. Мы привыкли работать в высоком сегменте, а у них в этом сегменте совершенно не падают цены, несмотря на глубочайший кризис. Так что мы очень по-доброму разошлись с испанским Олимпийским комитетом».
Предложений от сборных других стран много, рассказывал РБК Куснирович. «Но мы вышли из того состояния, когда для нас это просто промопроект. Для нас это бизнес-проект. Если мы будем видеть перспективным развитие магазинов Bosco в Сербии или Швейцарии, то мы будем эту команду одевать. А если мы будем открываться исключительно в Иркутске и Казани, то никакая Швейцария нам в этом не поможет», — говорил он.
При участии Евгения Калюкова, Юлии Сапроновой, Ильи Рождественского, Егора Губернаторова, Алены Махуковой, Ирины Парфентьевой, Дмитрия Крюкова