Кем же был этот пастух по имени Моисей? Сложно представить: этот пожилой человек в скромных одеждах когда-то жил в царском дворце! Он вырос при дворе властителя Египта — фараона! Ещё удивительнее, что Моисей никак не мог там оказаться, если бы не чудо — ведь он был из еврейского народа, нищего и угнетённого. Когда-то родную землю евреев постигли бедствия. Люди нашли приют в Египте, спаслись от голода, но постепенно египтяне стали принуждать их к рабскому труду, изнурять и стараться избавиться от них. Соседство другого народа не нравилось египтянам ещё и потому, что сами они были язычниками — поклонялись многим богам и даже фараона считали богом, а евреи верили в Единого Бога. Евреи и рады были бы уже сами уйти из Египта, но фараон отпускать их не хотел: а вдруг чуждый народ примкнёт к его врагам и пойдёт на него войной? Нет, лучше держать рабов при себе и постепенно уничтожать их…
И лишь одному человеку по имени Моисей выпала необыкновенная судьба: во время очередных больших гонений на евреев он чудесным образом попал к дочери фараона, и она его усыновила.
Моисей рос в роскоши и неге и много лет даже не покидал дворцовой ограды. Но вот, уже взрослым, он впервые вышел в город и увидел, что происходит с его народом в Египте. При нём египетский надсмотрщик издевался над его соплеменником. Моисей хотел защитить еврея и в результате даже убил надсмотрщика!
Сначала Моисей думал, что о его поступке никто не узнает, но фараону донесли о преступлении его воспитанника, и властитель решил его убить. Моисею ничего не оставалось, как бежать.
Он скрылся в земле Мадиамской. Здесь Моисей прибился к семье местного священника, женился на его дочери и стал пасти овец своего тестя. Да, приёмный сын фараона стал пастухом. И такая жизнь ему нравилась! Он переходил со своими овцами с пастбища на пастбище, ни о чем особенном и великом не заботясь. Ни к славе, ни к власти, ни к богатству Моисей не стремился. Шли годы. Ему исполнилось уже восемьдесят лет, и он с радостью продолжал бы свою свободную и беззаботную пастушескую жизнь. Но у Бога были на него Свои планы…
Как-то жарким днем Моисей шел со своим стадом по пустыне. Солнце иссушило землю — еды овцам было мало, они с трудом выщипывали среди камней чахлые кустики. Чтобы хоть как-то накормить животных, пришлось уйти далеко от поселения.
Моисей подошел к высокой горе Хориву — мы сегодня знаем её под названием Синай. И вдруг что-то на горном склоне привлекло внимание пастуха. Какое-то светящееся пятно. Что бы это могло быть?
Огромный костёр полыхал перед глазами старика! Колючий куст горел, но… не сгорал! Или иначе говоря — оставался неопалимым. Никогда Моисей не видел ничего подобного.
— Пойду и посмотрю на это великое явление! Отчего куст не сгорает?
Что же увидел Моисей, когда приблизился к необычному пламени? Может быть, это было свечение, похожее на электрический разряд? Или что-нибудь вроде фейерверка? Этого мы не знаем. Но знаем, что куст… заговорил с Моисеем!
Господь, увидев, что пастух свернул с пути и приближается к полыхающему растению, обратился к нему. Воззвал прямо из середины куста:
— Моисей! Моисей!
Пастух тут же отозвался:
— Вот я!
Так же отвечали Богу когда-то древние пророки и праотцы, то есть великие предки еврейского народа: «Вот я, Господи!» Так отвечали Иисусу Его ученики: «Вот я!» И Моисей, повиновавшийся Богу, не стал пытаться спрятаться — от Бога не спрячешься! — а откликнулся тут же. Ведь Моисей, этот скромный пастух, оказывается, тоже был избран Богом на великое служение — служение пророка.
Воля Бога
И сказал Бог:
— Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.
Почему Господь потребовал, чтобы Моисей разулся? Может быть, потому, что обувь тогда делали из кожи животных, то есть из мертвого тела, а святой земли в месте, где пребывал Сам Бог, не могло касаться ничего мёртвого? Конечно, Моисей снял сандалии и подошел к кусту ближе босыми ногами.
Господь же продолжил:
— Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова.
Что за имена назвал Господь? Кто такие Авраам, Исаак и Иаков? Это праотцы еврейского народа, то есть особо уважаемые предки, от которых и произошли все евреи. Это именно те люди, которые глубоко почитали Единого Бога и прославились служением Ему. Они вершили судьбы своего народа, напоминали евреям, что Бог избрал их, заключил с ними завет, по которому они почитали Господа, а Он давал им Свое особое покровительство, защиту. Конечно, каждый из соплеменников Моисея — и сам он тоже — знал их имена. Голос из куста подтвердил, что Моисей наблюдает не бесовское наваждение и не результат чьих-то колдовских чар, а Единого Бога, Которому поклонялись предки Моисея многие столетия.
Моисей был так потрясён, что закрыл своё лицо, потому что боялся увидеть Бога. Он пытался предположить, зачем Бог явился ему, и… не мог.
А дело было вот в чем. Моисей был избран Богом для очень важной задачи. Долгие годы Бог ждал, и вот пришел час, когда Его избраннику предстояло приступить к её выполнению.
— Я увидел страдание народа Моего в Египте, — начал Господь.
Он поведал Моисею, что видел, как мучается от египтян избранный Им народ. Видел, как угнетают евреев, изнуряют непосильным трудом, держат в рабстве, как умирают люди в неволе. Господь решил избавить их от страданий.
Каким же образом? Бог задумал вывести еврейский народ из египетской земли в «землю хорошую и пространную, где течёт молоко и мёд». В ту самую прекрасную землю обетованную, которую Он много лет назад обещал отдать во владение праотцу, предку всех евреев, Аврааму.
И именно Моисей должен был стать «рукой» Господа, исполнить Его волю:
— Итак, пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой.
Имя Бога
Как испугался в этот момент Моисей! Сын рабов, случайно усыновлённый дочерью фараона, — кто он такой, чтобы браться за такую задачу? Только что он, простой пастух, вёл стадо овец по пустыне, и вдруг ему приказывают идти к великому властителю Египта, от которого он когда-то в страхе бежал! И вдобавок предрекают, что он должен стать вождём и спасать целый народ!
Дрожащим голосом Моисей взмолился:
— Кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых?
— Я буду с тобою, — успокоил Моисея Бог. И добавил: — Вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе.
Моисей выслушал слова Бога, но страх его не оставлял:
— Вот я приду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог отцов ваших послал меня к вам». А они скажут мне: «как Ему имя?» Что сказать мне им?
Моисею нужны доказательства того, что он пришел не сам по себе. Пророк понимает, что в еврейском народе никто его не знает — он рос среди египтян, отделённый от остальных высокой дворцовой стеной, а потом вообще ушёл далеко от своих близких и много-много лет никого из своих соплеменников не видел. И вдруг теперь он явится к евреям: «Я пришёл вас спасти! Меня послал к вам Бог!» Моисей представлял, как его в лучшем случае поднимут на смех, а может быть, и побьют как самозванца.
Другое дело, если из уст Моисея евреи услышат имя Бога, которое было известно только избранным, хранителям веры, традиции. Но Моисей не знал этого имени. И Бог открыл его Своему пророку:
— Я есмь Сущий, — сказал Господь. — Так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. Пойди, собери старейшин Израилевых и скажи им: Господь, Бог отцов ваших, явился мне, Бог Авраама, Исаака и Иакова… И они послушают голоса твоего.
Бог в Библии называется многими именами, каждое из которых говорит людям что-то очень важное о Нем. У горящего куста Моисей услышал от Господа одно из Его имён — Сущий, которое напоминает нам, что Он действительно есть, что Он живой, единственный подлинный Бог. Действительно, когда Моисей позже назвал это имя евреям, их недоверие к странному человеку из пустыни сменилось верой в то, что Моисей — посланник Бога и способен принести им долгожданную свободу.
Но это случится позже. А пока Моисей, босой и растерянный, стоял перед горящим кустом и внимал Господу. А тот рассказывал Своему поверенному, что ему предстоит прийти к царю Египетскому и потребовать отпустить евреев в пустыню на три дня, чтобы принести жертву Господу. Бог предупредил, что фараон ему откажет и придется принуждать властителя. И здесь Всевышний пообещал, что вмешается Сам и поразит Египет Своими чудесами. После этого египетский царь отпустит евреев. И уйдут евреи из египетского плена не с пустыми руками — унесут с собой и серебро, и золото, и богатые одежды.
Замечательные предсказания! Бог обещает поддержку, а значит — всё получится, всё будет хорошо.
Первое знамение: жезл — змея
Но Моисей продолжал сомневаться — не в Боге, а в себе!
— А если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: «не явился тебе Господь»?
Моисей рассуждал по-человечески здраво: слов может оказаться мало. Да, он назовет имя Бога, но мало ли, откуда он это имя узнал? Людям нужны материальные, явные чудеса, тогда они поверят.
Господь поддержал своего избранника и в этом:
— Что это в руке у тебя?
Моисей удивленно посмотрел на свои руки. В них была только пастушеская палка, на которую Моисей опирался, когда шагал по камням и горам. Эта же палка могла служить ему оружием, если бы пришлось защищать овец от хищного зверя.
— Жезл, — растерянно ответил он.
— Брось его на землю! — велел Господь.
Моисей подчинился. И как только он кинул свой посох, тот превратился в змея! Моисей в ужасе бросился прочь, но Голос из куста повелел:
— Протяни руку твою и возьми его за хвост.
Со страхом и трепетом Моисей потянулся к змее и едва смог ухватить за скользкий длинный хвост. В тот же миг змея опять стала жезлом!
— Это для того, чтобы поверили, что явился тебе Господь, — пояснил Голос.
Второе знамение: рука
Господь продолжал вещать из середины тернового куста:
— Положи руку твою к себе за пазуху!
Дрожащий, бледный Моисей засунул руку за пазуху. Вынул её и ещё больше затрясся от ужаса: кожа на его руке побелела и покрылась струпьями! Проказа! Страшная, неизлечимая болезнь! Господь решил наказать его? Но за что? Неужели за свои сомнения и страхи он теперь обречен на смерть?..
Голос спокойно продолжил:
— Положи опять руку твою к себе за пазуху!
Моисей повиновался.
Когда он вновь вынул руку, кожа была чиста, как и прежде. Моисей с облегчением выдохнул. По воле Бога он был мгновенно исцелен от страшной болезни.
— Если они не поверят тебе и не послушают голоса первого знамения, то поверят голосу знамения другого, — сказал Господь. — Если же не поверят и двум этим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей на сушу. И вода, взятая из реки, сделается кровью на суше.
«Я не достоин!»
Очень внимательно слушал Моисей слова Бога. Но никак не мог он преодолеть смущения и страха: не справиться ему с заданием от Всевышнего! Не сможет! Не получится! Неужели Господь не мог выбрать кого-нибудь лучше, сильнее, достойнее его?
— О, Господи! — взмолился Моисей. — Человек я не речистый. И таким был вчера, и позавчера… И сейчас, когда Ты со мной говоришь, я едва могу отвечать тебе. Я косноязычен!
Что значит — «косноязычен»? Моисей от природы не умел красиво говорить, выступать, убеждать и очень этого стеснялся. Как он будет разговаривать с евреями? Какие слова найдёт, когда встанет перед фараоном?
Но Голос отвечал:
— Кто дал уста человеку? Кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? Не Я ли, Господь? Итак, пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить.
Получается, Господь всё управит, всё сделает за него, везде поможет. И немого сделает сладкоголосым, и слепого — зрячим, и окажется рядом в трудную минуту. Но… зачем тогда Богу нужен именно Моисей? Любой человек может оказаться перед фараоном, любой еврей с Божией помощью выведет народ из плена!
— Господи, — не унимался Моисей, — пошли другого, кого можешь послать!
И вот здесь уже Голос из тернового куста зазвучал грозно: слишком долго избранный противился воле Бога. Сколько можно уговаривать того, кто должен подчиняться с первого слова?!
— Разве нет у тебя Аарона брата? Я знаю, что он может говорить!..
И Бог напомнил Моисею, что брат его красноречив, то есть умеет хорошо и красиво говорить! Господь будет передавать Свою волю Моисею, а тот — Аарону. И брат громко, ясно, убедительно донесёт эту волю еврейскому народу и фараону! Сам Господь же будет наставлять их обоих и учить, что делать.
Услышав это, Моисей выпрямился и впервые улыбнулся: да! Брат! У него же есть старший брат Аарон! Он помнил его с ранних детских лет! Брату можно доверять, а если что — Господь поможет. И значит, задача, которую Бог поставил Моисею, может быть выполнена!
— И жезл сей возьми в руку твою: им ты будешь творить знамения, — прогремел Голос ему вслед.
После этого куст погас сам собой. Всё, что Моисей должен был услышать, было сказано.
Всё получится с Божией помощью
Пастух уверенно перехватил свой посох: да, теперь он уверен, всё получится так, как сказал ему Господь. Он шагал прочь от тернового куста, возвращаясь к своей семье. Он знал, что сделает. Он возьмет жену и сыновей, соберётся и пойдёт в Египет к своим братьям. Никого уже не осталось там из тех слуг фараона, которые охотились за ним. Он будет в безопасности. И Господь будет рядом — подскажет, что делать, что говорить, даст силу. Моисей будет действовать не сам, а как проводник воли Бога. Это его путь и его служение.
Всё случится так, как предрекал Господь: Моисей со своим братом Аароном придет к фараону и потребует свободы для своего народа. Фараон будет отказываться, и за это Господь подвергнет испытаниям и его, и всех египтян. И в конце концов фараону придется подчиниться воле Единого Бога — евреи уйдут из Египта и станут свободными.
Они долго будут идти по пустыне к земле обетованной, которую обещал их предку Господь. По пути Моисей приведёт свой народ к горе Хорив, горе Синай, — к тому месту, где Бог говорил с ним из горящего куста. И здесь исполнится пророчество Господа: люди вознесут Ему молитвы, принесут жертвы, совершат служение. Другие величайшие события также произойдут на святой горе: Бог снова будет говорить с Моисеем — теперь уже не из куста, а из грозовой тучи. Говорить долго, много дней. Господь даст Моисею скрижали с заповедями, законами, по которым предстоит теперь жить людям: «Почитай Единого Бога! Не убей! Не укради!» и другие.
А ещё через много столетий Господь Сам воплотится на земле как Человек — родится у Девы Марии, будет назван Иисусом Христом. И Христос-Бог будет говорить уже со всеми людьми напрямую, будет учить их, как обрести Царствие Небесное.