В последние годы москвичи все чаще начали сталкиваться с парадоксальной для города картиной: прямо в жилом дворе может располагаться мусульманский молельный дом (он же - «домашняя мечеть»). Для его организации нужно немногое: воля активных прихожан и посильная для общины сумма денег. Однако это часто вызывает негативную реакцию коренных жителей двора. Законно это или нет, и что делать с молельными домами — разбирался «МК».
Ноябрь, холод, вечер, спальный район — и неожиданная картина: смуглый молодой человек расстелил коврик прямо на асфальте. Встал на колени лицом к Варшавскому шоссе (то бишь к востоку) и, видимо, собрался молиться. Прохожие смотрят с вежливым недоумением, но всё-таки не задают вопросов: возможно, тот или та, кто крикнет нечто в духе "Мужик, ты чего, с дуба рухнул?! Тут тебе не мечеть!" - ещё не прошёл мимо.
Сомневаться не приходится: она придёт... даю тебе поруку. Несмотря на растущий в последние годы тренд на толерантность и взаимную терпимость, откровенное нарушение принципа "так принято" в Москве пока еще не научились прощать.
В последние несколько месяцев такие случаи в Москве участились. Горожане натыкаются на молящихся мусульман на улицах, в торговых центрах, в метро, на вокзалах. Объяснение довольно простое: где мусульманина застал час молитвы — там он и спешит эту молитву совершить. Москва — многоконфессиональный и многонациональный город, но программы "Мечеть шаговой доступности" в столице пока не появилось. Так что немудрено, что не все могут доехать до мечетей в Отрадном, на Поклонной горе или на проспекте Мира. Приходится выкручиваться.
Казалось бы, универсальный вопрос, который стоит задавать в такой ситуации, должен звучать просто: "Этот человек кому-то мешает?". Скорее всего, ответ будет "нет" — и это решит миллион вопросов не только с молящимися на улице мусульманами, но с многими другими, хм, меньшинствами.
Например, напрашивается аналогия с женщинами, кормящими грудью в общественных местах — в кафе, парках, музеях, в залах ожидания на вокзалах или аэропортах. Если женщина аккуратно накрылась платком и не заставляет кого-то любоваться своими бюстом — она точно не мешает. Однако желающие сделать ей замечание непременно найдутся.
Напрашивается вопрос: если мусульманам молиться на улице неприлично, то прилично ли православным, едущим в автобусе, креститься на промелькнувшие в окне золотые купола церквей? Если подразумевается, что мы живем в светском государстве — значит, ни у какой религии не должно быть "привилегий" такого рода. Хотя, скорее всего, всё упирается не в привилегии на государственном уровне, а исключительно в вопрос общественного восприятия: пока что православные — в большинстве, значит, характерное для них поведение воспринимается приемлемым.
Остается надеяться, что мы сможем обойтись без перегибов в ту или иную сторону: при всем уважении к современной Европе не хочется считать рождественскую елку символом, оскорбляющим чувства верующих мусульман (подобные сообщения уже поступают из Франции).
- Осенью 2022 года на первом нежилом этаже нашего многоквартирного дома начала религиозную деятельность Местная религиозная организация мусульман «Истина», - рассказывает в письме в редакцию «МК» житель Дмитровского района Виталий Колдовский. - Речь идет об устройстве в доме обычной мечети. Мы вынуждены слушать с раннего утра до поздней ночи ежедневные усиленные динамиками молитвы. Обещанная организаторами звукоизоляция сделана непрофессионально.
Кроме того, в течение недели, а особенно по пятницам, во дворе столпотворение. Причем по пятницам и праздникам молящиеся, по словам Колдовского, молятся прямо на детской площадке, предусмотрительно снабженной резиновым покрытием. А еще соседей волнует установленный в молельном доме пищеблок с «кухонным оборудованием большой мощности» - как предполагают жители дома, оборудование не согласовано с пожарной инспекцией и Роспотребнадзором, как это должно быть в заведениях общепита.
Однако дело не только и не столько в бытовых неудобствах, откровенно говорит Виталий Колдовский. «Жильцы дома исповедуют другую веру, и нам, откровенно говоря, решительно не нравится такое вызывающее поведение приверженцев ислама», - пишет житель Дмитровского района. По словам старожила, «кроме выходцев с Кавказа и из Средней Азии немало арабов, судя по одеждам, из стран Персидского залива, а также негров из мусульманских стран Африки».
- В проповедях даже не скрывается право доминирования ислама над другими религиями и преимущество мусульман во всем, - продолжает Виталий Колдовский. - Живем как на вулкане, в какой-то тревожной пугающей обстановке.
Молельный дом в жилом секторе — расскажем для тех, у кого нет опыта подобного соседства, — чаще всего не слишком заметен визуально. Однако понаблюдав за потоком людей во дворе, вскоре понимаешь: здесь действует некая «организация по интересам». Прохожие, целенаправленно идущие по двору в определенное время дня, — это строго мужчины характерной наружности, канонической для религиозных мусульман: одежда строгая и чаще всего темная, головы покрыты (в том числе летом, когда большинство светских мужчин головной убор не носит). Бороды иногда сочетаются с усами, иногда нет — но чаще всего присутствуют.
По праздникам около мечетей и молельных домов множество мужчин самой обычной внешности — но, как и в случае всех остальных религий, те, кто практикует молитву ежедневно, выглядят по-особому. Стало быть, активные члены общины — те, кто ходит в молельный дом на проповеди, собрания, трапезы и ежедневные молитвы, — выглядят так, что не дают соседям забыть: это место для верующих (соблюдающих) мусульман.
«Открыто исповедовать» свою веру считается правильным и в христианстве. Однако в случае, например, с православием прихожане многочисленных храмов не вызывают такой реакции соседей сразу по двум причинам. Первая: православные для Москвы более «свои», чем мусульмане, так уж исторически сложилось. А вторая — в православном храме женщин чаще всего больше, чисто мужского облика прихода здесь нет.
Тем не менее, кажется, сейчас мы наблюдаем некие качественные изменения. С позиций светского государства разницы между уммой и православными приходами не существует — а значит, и ношение религиозной одежды в общественном пространстве, и проповеди, в которых (а как иначе?) утверждается истинность именно этой веры, законны. Другой вопрос, что православных молельных домов в жилом секторе в наши времена не существует — потому что есть достаточно отдельно стоящих храмов. А вот в исламе — религии более «сетецентричной» - четкой иерархии нет, и община может организовать молельный дом в любом нежилом помещении, если это не противоречит законам.
- Намаз в публичном месте, если это не препятствует работе транспорта, дорожному движению и молящийся не несет на себе каких-либо лозунгов, в принципе легален, - рассказал «МК» юрист Алексей Голубев. - Таким образом, намаз, например, водителя автобуса во время рейса должен сначала быть рассмотрен руководством перевозчика как потенциальный дисциплинарный проступок, а затем полицией - как возможное административное правонарушение. Но коль скоро жалоб не поступало — вероятно, для руководства перевозчика отношения с работником ценнее, чем минута-другая графика. Учитывая нехватку рабочих рук, вполне логично.
Стоит заметить еще одно: религиозные мусульмане, приходящие в мечети и молельные дома, чаще всего безукоризненно, даже подчеркнуто вежливы. Но это не значит «податливы»: вежливость может сочетаться и с неуклонной настойчивостью и нетерпимостью к возражениям. Христианство, к слову. тоже не требует от верующего человека смирения абсолютно во всем (в том числе ценой отказа от исповедания веры), а ислам и вовсе не требует вселенского смирения.