Пока мы возмущались голубыми огоньками и воплями про политику по ТВ, в России родилось новое поколение богатых людей. Инстаграмблогеры. Это люди молодого возраста, иногда даже дети (под чутким руководством родителей, конечно). Их доходы сопоставимы с доходами банкиров средней руки. Порядок цифр - 30 - 50 миллионов рублей в месяц. Ничего противозаконного они не делают. Более того, они нарочито выпячивают свое богатство, чтобы показать: и вы можете так же. Еще вчера я дежурил в воронежской больнице или собирал бургеры, а сегодня у меня квартира в Москве площадью 250 квадратных метров. Если у вас нет странички в Инстаграме - своеобразной соцсети, основанной на публикации фото и видеороликов, - то вы вряд ли в курсе этой параллельной вселенной. Миллионы людей по всей России (и за ее пределами тоже) подписываются на инстаграм-блоги, по которым учатся жить, правильно питаться, экономить и воспитывать детей. Причем советы, как правило, самые банальные. Суть в том, кто их дает. Именно личность, фасад успешности и благополучия, вылепленный на деньги мамочек в декрете (ядерная аудитория инстаграм-блогеров), приносит сверхприбыль. Можно сказать, что инстаграм-блогерство это и есть символ эпохи и реальности, которую мы сами и сформировали.
Жизнь на халяву?
- Ну ладно вам! - скажет скептичный читатель. - Это же блеф. «Бентли» небось кредитный, ролексы - с Алиэкспресса. И будет отчасти прав. Да, блогеры и правда живут в кредит. Но кредит у них свой - бартерный, репутационный. Русская народная халява. Это взаимовыгодные сделки с крупнейшими производителями одежды, ювелирной продукции, бытовой техники и всего чего угодно. Как это работает? Очень просто. У «лидеров мнений» и популярных инстаграмблогеров миллионы, а то и десятки миллионов подписчиков. Пусть часть из них - купленные боты (фальшивые подписчики), все равно охват аудитории похлеще, чем у крупных телеканалов. Поэтому рекламодателю выгоднее не платить СМИ гигантские суммы по старинке, покупая кота в мешке, а засветить, к примеру, свои памперсы в аккаунте многодетной мамочки. В обмен на коробку этих самых памперсов. Для рекламодателей это проверенный инструмент продвижения, для блогеров - способ существования. Так было с ЖК «Сердце столицы» на Шелепихинской набережной в Москве, в котором вдруг в разгар коронавируса начали скупать квартиры блогеры. Четырехкомнатная квартира площадью 105 квадратных метров в этом комплексе стоит без малого 30 миллионов рублей. У бывшей сотрудницы спортзала из Воронежа Алины Левды (блогер @botanovna_, 6,4 млн подписчиков) и ее мужа, работавшего детским хирургом в том же городе, - 213 квадратов, у москвички Лизы Миллер (блогер @kto_takaya, 6 миллионов подписчиков) - 248 квадратов. Площадь небольшого стадиона. Кристина Дудкова (@kristitheone, 5,7 миллиона подписчиков) оказалась чуть скромнее - анонсировала покупку квартиры всего в 116 квадратов... и соседней квартиры - через неделю. Маловероятно, что их всех пустили туда просто сфотографироваться с ключами.
Киркоров вам, девочка, споет
В сентябре текущего года группа «Любэ» развлекала Анастасию Тарасову (@nastya_docs, 4 миллиона подписчиков) - самого популярного финансового блогера России. Выпускает карты своего дизайна в сотрудничестве с Тинькофф Банком. Специализация: инвестиции для чайников, профессии будущего, подоходный налог, низкие взносы по ипотеке - вот это всё. Гонорар «Любэ» за корпоративное выступление обычно составляет 30 - 35 тысяч евро (порядка трех миллионов рублей). У ее мужа Юрика Шахбазяна (специализация - муж Насти Тарасовой, многодетный отец) тоже в сентябре на дне рождения плясал и радостно развлекал гостей Михаил Галустян - 22-е место в списке Forbes, актер, продюсер, шоумен. Берет за корпоратив до 1,5 миллиона рублей, пост в Инстаграме - 500 тысяч рублей. В автопарке семьи Тарасовой - Шахбазяна несколько «Гелендвагенов» (стоимость - от 10,6 миллиона рублей). Элитный загородный дом. Выпускница МГУ из Тольятти Валерия Чекалина (блогер ler_chek, 7,7 миллиона подписчиков) отметила 28-летие с Тимати и Моргенштерном - самыми популярными рэперами в России. Марина Литвинова (блогер @boroda.live, 2 миллиона подписчиков) из Питера работала в KFC, а теперь ездит на «Бентли» за 28 миллионов рублей, тратит на одежду по 500 тысяч рублей в месяц, содержит семейный ресторан. Как так? Она недавно проводила два эксклюзивных чата (онлайн-курса) в Телеграме - по 5 тысяч человек в каждом.
Попасть туда не заплатив было нельзя. Курс стоил 4 тысячи рублей. Итого - 40 миллионов рублей за два чата. Филипп Киркоров и Александр Ревва спели на дне рождения шестилетней (!) блогерши Насти Like Радзинской, которая зарабатывает - внимание - 18 миллионов долларов (1,4 миллиарда рублей) в год только с просмотров роликов в YouТube.