На карте московской культуры почти по каждому адресу прописан бизнесмен-меценат. В успешном театре, концертном зале, крупном музее так или иначе отметились корпоративные или частные благотворители, балетоманы, коллекционеры. Масштабные реконструкции, крупные выставочные и постановочные проекты сегодня невозможны только за счет государственного финансирования, всюду требуется поддержка частных денег. На средства «истинных друзей» отреставрирован Большой зал Московской консерватории (по словам ректора, 102 млн рублей выделило государство, а 80 млн рублей — частные лица).
Региональные проекты Школы-студии МХАТ с 2006 года поддерживает фонд «Вольное дело» Олега Дерипаски (более 50 млн рублей), реконструкцию Театра на Малой Бронной частично оплачивает фонд Алишера Усманова «Искусство, наука, спорт» ($1 млн). Чем успешнее культурная институция и громче ее имя, тем проще ей найти спонсора и мецената. Среди лидеров по привлечению внебюджетных средств в Москве — Большой театр, Третьяковская галерея и Мультимедиа Арт Музей (Московский дом фотографии), возглавляемый его основательницей Ольгой Свибловой, благодаря энергии, обаянию и силе убеждения которой музей находит силы и ресурсы проводить до 150 выставок в год. Особенность московских меценатов в культуре: они финансируют только те проекты, в которых заинтересованы лично или если им близка и понятна тема. Петр Авен, например, оплатил во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства создание экспозиции «Русский стиль». Андрей Костин и Олег Дерипаска жертвуют на постановки в Большом театре. Иногда работают старые дружеские связи, как в случае с Сергеем Адоньевым, который поддержал реконструкцию Электротеатра Станиславский, возглавляемого его школьным другом Борисом Юханановым, и внес в бюджет стройки 100 млн рублей. Как только интерес и симпатия исчезают, заканчивается и поддержка. Так, в декабре 2020 года в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко исчез попечительский совет: с уходом гендиректора театра Антона Гетьмана из совета вышли Роман Абрамович, Софья и Роман Троценко и Полина Юмашева. Создавать собственные культурные пространства в Москве решаются единицы. Однако без таких проектов, как Музей русской иконы или Музей русского импрессионизма, культурная жизнь Москвы была бы неполной. Forbes Life составил карту частных институций, чтобы наглядно оценить, как меценатские деньги меняют культурный ландшафт Москвы.
Роман Абрамович и Дарья Жукова основали Iris Foundation, тогда же в пространстве конструктивистского гаража архитектора Мельникова открылся Центр современной культуры «Гараж». В 2013 году ООО «Парк Девелопмент» — структура, принадлежащая Роману Абрамовичу, выкупила здания ресторана «Времена года» 1968 года и павильона «Шестиугольник» за $13,7 млн в парке им. Горького. Реновацией пространства руководил нидерландский архитектор Рем Колхас, создатель Fondazione Prada в Милане. Летом 2015 года «Гараж», уже как музей современного искусства, переехал в постоянное здание на территории Парка Горького. В музее «Гараж» нет своей коллекции произведений искусства, но там идет активная работа с архивами художников- нонконформистов и современных художников. В 2018 году в музее был основан эндаумент, первый взнос, 4 млн рублей, составили пожертвования команды «Гаража». По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка фонда Iris в 2019 году составила 71,9 млн рублей, чистая прибыль — 2,9 млн рублей.
В феврале 2019 года на территории ВДНХ в постконструктивистском здании 1939 года площадью 1303 кв. м заработали мастерские художников: 18 рабочих пространств, общая мастерская и покрасочная. Цель программы арт-резиденций «Гаража» — создать платформу для работы, общения и обмена знаниями для художников из Москвы и регионов. В будущем в программах смогут принимать участие иностранные художники.
В 2008 году бывший топ-менеджер «Новатэка» Владимир Смирнов и бизнесмен Константин Сорокин создали фонд для поддержки художников и продвижения современного искусства. Через три года открылись первые мастерские на шоссе Энтузиастов, а в 2014 году появились и арт-резиденции, где у художников есть возможность не только работать, но и жить. Бюджет фонда — 12 млн рублей. Арт-резиденции фонда Смирнова и Сорокина — единственные в Москве, где художникам не ставят никаких условий, кроме создания произведений. кроме создания произведений.
В 1994 году супруги Екатерина и Владимир Семенихины, владельцы строительной компании «Стройтэкс», купили свою первую квартиру в Москве и одновременно стали коллекционерами искусства. В 2002 году Семенихины основали Фонд культуры, а выставочное пространство открыли, уже поработав с музеями. Площадка «Екатерины» на Лубянке стала первым частным выставочным пространством Москвы. До 2014 года на пополнение коллекции супруги ежегодно выделяли около $2 млн. В 2017 году коллекция насчитывала более 1500 работ.
В 2006 году Михаил Абрамов (погиб в 2019 году), владелец компании «Плаза девелопмент», открыл в здании бизнес-центра «Верейская плаза» Музей русской иконы. В январе 2011 года музей переехал в специально созданный комплекс из двух особняков XIX — начала XX века на Гончарной улице. В экспозицию входит около 5000 памятников из личной коллекции Абрамова, и она постоянно пополняется. Это единственная в России частная коллекция византийского и древнерусского искусства, официально преобразованная в общедоступный музей, статус которого подтвержден включением его в российский комитет IСOM (International Council of Museums) и Союз музеев России. и Союз музеев России.
Свой музей «Собрание» на Солянке Давид Якобашвили строил 17 лет. По словам бизнесмена, на музей ушли средства, полученные при продаже его доли в «Вимм-Билль-Данне» в 2011-м. («Ведомости» тогда оценивали пакет Якобашвили в $609 млн.) В коллекции бизнесмена более 20 000 предметов декоративно-прикладного искусства, в том числе уникальные часовые и музыкальные механизмы и русская бронза. В музее выставлено около 3000 работ. Собрание постоянно пополняется. Вход в музей бесплатный.
В 2017 году президент группы компаний ПИК Сергей Гордеев передал государству «Студию театрального искусства» (СТИ), здание площадью около 5000 кв. м и сад. Идея создания театра возникла у Сергея Гордеева во время реконструкции золотоканительной мануфактуры, где до революции в одном из зданий был оборудован рабочий театр. «И когда я пришел в этот цех, я соприкоснулся с историей этой семьи, и мне захотелось там сделать театр», — говорил миллиардер в интервью Forbes. В здании расположился только что созданный театр учеников Сергея Женовача, Студия театрального искусства. По словам Гордеева, за 10 лет в театр вложили около $40 млн.
В мае 2016 года Борис Минц открыл частный Музей русского импрессионизма. За $16,5 млн британское архитектурное бюро John McAslan + Partners превратило склад муки и сахара на территории бывшей кондитерской фабрики «Большевик» в современное выставочное пространство. В залах общей площадью 1000 кв. м проходят выставки и размещена коллекция Минца, которую он собирал с 2001 года. В мае 2018 года бизнесмен с семьей покинул Россию и переехал в Лондон. Сейчас Минцы проходят обвиняемыми по делу о растрате 34 млрд рублей, предприниматель лишился практически всех российских активов. Музей русского импрессионизма продолжает работать.
В 2007 году на месте разорившегося винного комбината «Московская Бавария» в квартале промышленной застройки XIX века открылся самый крупный частный центр современного искусства Москвы — «Винзавод». Фабричные руины выкупили Софья и Роман Троценко (председатель совета директоров «АЕОН Корпорейшн»). Идея сделать из завода культурный центр возникла у Романа Троценко после посещения ярмарки современного искусства Art Basel. Троценко вложили в реконструкцию $12 млн. «В первые два-три года существования «Винзавод» достиг экономической стабильности. Свои инвестиции он еще не окупил, это долгосрочные вложения, но стал самостоятельным», — говорила Софья Троценко Forbes. Софья Троценко Forbes.
Еврейский музей и центр толерантности ул. Образцова, 11, стр. 1, лит. А
В 2012 году в здании бывшего Бахметьевского гаража открылся Еврейский музей и центр толерантности. Инвестиции в открытие музея составили $50 млн. Музей поддерживают попечительский совет, созданный в 2013 году, и эндаумент-фонд. В интервью Forbes в 2021 году Виктор Вексельберг озвучил сумму поддержки музея: «По миллиону долларов в год. Это нигде не прописано, но есть негласная договоренность». В 2021 году в музее пройдет масштабная реконструкция экспозиции, которую полностью профинансирует Роман Абрамович.
Леонид Михельсон, основной владелец компаний «Новатэк» и «Сибур», в 2009-м создал фонд поддержки молодых российских художников V-A-C Foundation. Пространством V-A-C станет реконструированное здание «ГЭС-2» на Болотной набережной, которое Михельсон купил в 2014 году. Реконструкцию ведет бюро архитектора Ренцо Пьяно. Financial Times оценивает стоимость проекта в $300 млн. Финансовую устойчивость «ГЭС-2» призван обеспечить эндаумент, основанный в 2015 году.
Музей AZ ул. 2-я Тверская-Ямская, 20–22
Музей AZ (Анатолия Зверева) в 2014 году открыли Наталия Опалева, член совета директоров ПАО «Высочайший» (GV Gold), и куратор и галерист Полина Лобачевская. И здание (покупка дома на 2-й Тверской-Ямской улице обошлась Опалевой в $7,5 млн), и коллекция музея (сейчас в ней около 1255 работ Анатолия Зверева, 532 работы художников-шестидесятников, 120 работ современных художников) — частная собственность Опалевой. «Изначально было понятно, что все-таки это благотворительный проект. Он никогда не окупится», — говорит о музее Опалева.
Институт в 2011 году основали Александр Мамут, член управляющего комитета Rambler Group, и Сергей Адоньев, основатель телекома «Скартел», работающего под торговой маркой Yota. Инвестиции составили $10 млн. Архитекторами стали Олег Шапиро и Дмитрий Ликин. У института полностью частное финансирование — это плата за обучение и средства Благотворительного фонда поддержки образования и исследований в области медиа, архитектуры и дизайна (согласно данным «СПАРК-Интерфакса», учредителем фонда является ООО «АНН ХОЛДИНГС», владелец — Александр Мамут).
В 2008 году предприниматель Николай Матушевский планировал превратить купленный у французов Хрустальный завод «Флакон» в огромный бизнес-центр за $56 млн. Но после кризиса возникла идея получать прибыль другим способом, по примеру «Винзавода» Троценко. Инвестиции в новый проект составили $10 млн — часть привлекли, часть поступила за счет аренды, вернуть их Матушевский рассчитывал через 7–8 лет, но уже к 2011-му превысил планы по выручке на 13%. С 2010 года компании, претендующие на место на территории «Флакона», должны быть как-либо связаны с дизайном.
Исторический кинотеатр закрыли на реконструкцию в 2014 году. Работы затянулись, контракт с прежним подрядчиком расторгли. Тогда Александр Мамут написал письмо Собянину с просьбой доверить ему реставрацию кинотеатра. В декабре 2016-го кинотеатр достался АО «Художественный» (учредитель — фонд Мамута A&NN Investments) в аренду без конкурса до 2036 года, половину расходов на реконструкцию согласился оплатить Роман Абрамович. Это «миллиарда полтора рублей», рассказывал Мамут в интервью Forbes. Кинотеатр должен был открыться к 2018 году, но сроки сорвались. Реставрация кинотеатра завершилась лишь в конце 2020-го и уже без Мамута. В октябре «Художественный» вместе с Rambler Group перешел «Сберу» в обмен на 11 млрд рублей инвестиций. Герман Греф взял реконструкцию кинотеатра под личный контроль.
В 2008-м, по данным «Коммерсанта», Александр Мамут купил «Чентромобиле- Пионер» — компанию, владевшую правом аренды кинотеатра «Пионер» до 2017 года (продлена до 2026-го), за 70 млн рублей. В интервью Forbes он рассказал, что проект — его хобби. По данным Forbes, запуск кинотеатра обошелся в сумму около $8 млн. «Спонсорскую помощь» оказал Роман Абрамович. «Это подарок. Ему понравился этот проект, и он помог материально», — говорил Мамут Forbes. В 2018-м он купил здание кинотеатра на Кутузовском за 123 млн рублей. «Пионер» открыл первые в Москве летние кинотеатры — в Парке Горького и «Сокольниках».
Культурный центр Вознесенского открылся весной 2018-го. Это собственность Фонда Андрея Вознесенского, созданного предпринимателем, венчурным инвестором Леонидом Богуславским и его матерью, писателем и общественным деятелем, многолетней спутницей поэта Зоей Богуславской. Особняк XIX века на Ордынке (Вознесенский вырос в Замоскворечье) выбрала Зоя Богуславская, а купил за $9 млн и организовал в нем музейный центр Леонид Богуславский. центр Леонид Богуславский.
Фонд In Artibus принадлежит Инне Баженовой, коллекционеру и меценату. В 2014 году Баженова стала издателем международной газеты об искусстве The Art Newspaper. С 2000 года Баженова собирает работы французских постимпрессионистов, советский авангард, русский реализм. Выставочное пространство фонда открыто в 2014 году. Фонд проводит выставки, издает книги и сотрудничает с музеями, в их числе Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей.
Старейший частный фонд поддержки современного искусства, основанный в 2003 году Стеллой Кесаевой. В пространстве фонда проходили выставки Роберта Мэпплторпа, Жан-Мишеля Баскии, Энди Уорхола и много лет действовал поэтико- философский клуб. Осенью 2020 года галерея фонда перезапущена, она ведет активную выставочную деятельность.