Перевозчики попросили Минтранс изменить правила расследования авиапроисшествий. Об этом сказано в письме Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) в ведомство. Минтранс хочет снять функции расследователя с Межгосударственного авиационного комитета (МАК), следует из подготовленного ведомством проекта изменений в правила. АЭВТ требует назначить объективный и беспристрастный орган, который будет вести расследования. В поправках Минтранса не указано, кому перейдут функции МАК. Таким образом, непонятно, кто будет разбираться в причинах авиапроисшествия, если оно случится, указали эксперты.
Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), в которую входят крупнейшие российские авиакомпании, назвала действующие правила расследования авиапроисшествий и инцидентов устаревшими и предложила их переработать. Об этом сказано в письме президента организации Владимира Тасуна заместителю министра транспорта Игорю Чалику курирущему авиаотрасль. Обращение было направлено в конце апреля (есть у "Известий").
В письме сформулированы предложения и замечания к поправкам в правила расследований авиапроисшествий, которые год назад разработал Минтранс. Этот документ так и не был принят.
Согласно поправкам Минтранса, МАК больше не будет осуществлять функции расследователя. Но в проекте постановления правительства не указано, кому перейдут эти полномочия, кроме того, что участие в расследованиях продолжит принимать Росавиация, указали в АЭВТ.
Минтранс не обращался в правительство с идеей наделить агентство полномочиями по расследованию авиапроисшествий, сказал "Известиям" источник, близкий к правительству.
Власти России или группы стран должны учредить полномочный орган по расследованию авиапроисшествий, независимый от государственных органов и других структур, указано в обращении АЭВТ в Минтранс. Важно, чтобы никакие организации не могли вмешаться в проведение расследования или в его объективность, указано в письме со ссылкой на международные рекомендации.
"Полномочный орган по расследованию авиационных происшествий должен быть в полной мере объективным и беспристрастным, а также восприниматься как таковой. Он также должен иметь возможность проводить расследования независимо, чтобы исключить внешнее давление и вмешательство в его деятельность", - подчёркнуто в документе.
Росавиация же - орган власти и уже осуществляет госуслуги, управляет госимуществом в гражданской авиации, наделена полномочиями по использованию воздушного пространства РФ, аэронавигационному обслуживанию его пользователей, сертификации авиатехники, отметил в письме президент АЭВТ.
НЕОПРЕДЕЛЁННЫЙ СТАТУС
Правительство России совместно с властями других стран уже несколько лет обсуждает создание международного бюро по расследованию авиапроисшествий и инцидентов, которое заменит МАК. В октябре 2018 года вышло распоряжение кабмина, которое одобряло проект соглашения со странами ЕАЭС (Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия) о создании бюро. 22 ноября 2018-го в Москве представители России и Республики Армения подписали соглашение. В декабре 2019 года правительство назначило руководителя Ространснадзора Виктора Басаргина представителем РФ в руководящем совете международного бюро. Но о создании самого бюро до сих пор не сообщалось.
С 1991 года расследованием авиапроисшествий в России и 11 других странах бывшего СССР занимается МАК. Бессменный председатель комитета - Татьяна Анодина. Её сыну Александру Плешакову принадлежала контрольная доля авиакомпании "Трансаэро". После банкротства перевозчика в 2015 году МАК лишился функций сертификации авиатехники в России (их получила Росавиация). Тогда же возникла правовая неопределённость в вопросе расследования авиапроисшествий на территории России, сказано в письме АЭВТ. Как писали СМИ, после банкротства "Трансаэро" разгорелся скандал: МАК отменил валидацию в России сертификата на тип всех моделей воздушных судов Boeing 737. Следствием такого решения должна была стать остановка полётов всех таких самолётов российских авиакомпаний. Позже МАК отменил решение, полёты Boeing 737 не пострадали, но чиновники посчитали эти действия ответом за "Трансаэро".
С 10 декабря 2015 года утратило силу постановление правительства, по которому МАК был наделён полномочиями и ответственностью в том числе в области расследования авиапроисшествий. Но эти функции не были возложены на другие уполномоченные органы, указано в письме АЭВТ. К тому же сейчас продолжает действовать постановление, которым были утверждены нынешние правила расследования авиационных событий. По ним за МАК закреплены полномочия специально уполномоченного федерального органа власти в области расследования авиапроисшествий с гражданскими воздушными судами.
РИСКИ ХАОСА
Письмо АЭВТ свидетельствует о регуляторном хаосе по вопросу расследования авиапроисшествий, считает ведущий эксперт Центра экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко. По его словам, ассоциация выразила озабоченность этим, в частности, что по "регуляторной гильотине" одни функции были сняты с МАК, а оставшиеся у него функции должным образом не были возложены ни на один орган. Если произойдёт серьёзное авиапроисшествие, непонятно, кто будет отвечать за расследование и подготовку отчёта, пояснил эксперт.
- Отсутствие компетенций у Росавиации и неоднозначное толкование полномочий по расследованию авиапроисшествий могут привести к серьёзному снижению качества расследований - могут быть не сделаны нужные выводы, не сформулированы рекомендации для авиакомпаний. В результате те причины, которые приведут к происшествиям в ближайшее время, повлекут в будущем новые жертвы, - указал эксперт.
Андрей Крамаренко не видит никакого смысла создавать ещё одну международную структуру - аналог МАК. Есть риск, что на всех не хватит экспертов. Расследование авиапроисшествий - специфический вид деятельности, которому нигде не учат, и обладающих узкоспециализированными знаниями людей немного, пояснил эксперт. Ещё один риск заключается в том, что МАК будет развален, а новый орган такого же уровня создадут не сразу, предупредил он.
"Известия" направили запросы в Минтранс, Росавиацию и МАК