Им нет еще и 30, но они уже владеют умами миллионов — проект "Огонька" о тех, кто делает социальную сеть "В контакте"
В конце ноября исследовательская компания "TNS Russia" зафиксировала революционный прорыв: оказывается, молодежь Москвы в 2 раза чаще посещает сайт "В контакте", чем смотрит телевизор. Также выяснилось, что молодое поколение бывает "В контакте" чаще, чем обращается к Google и "Яндексу". Крупнейшей в Европе социальной сети, недавно отметившей свое восьмилетие, к высоким достижениям не привыкать. "В контакте" открывает все новые и новые возможности для электронного общения, ежедневно 150 тысяч уникальных пользователей регистрируют в ней свои странички, при том что уже в начале этого года флагман российского интернета посещали более 60 млн человек в сутки! Социальная сеть, созданная Павлом Дуровым и его сподвижниками, а теперь динамично развивающаяся внутри Mail.Ru Group, обросла мифами и легендами. Возможно, из-за того, что сотрудники компании — люди непубличные и не любят распространяться о себе. Для "Огонька" они сделали исключение, и корреспонденты журнала пообщались с ними в петербургском офисе, который расположен на двух верхних этажах знаменитого "Дома книги", в прошлом "Дома компании "Зингер"".
"Надо понимать, как люди будут делиться информацией через пять лет"
Олег Илларионов, 25 лет, разработчик
1. Как вы оказались "В контакте"?
Я родился в Санкт-Петербурге, окончил государственный электротехнический университет (ЛЭТИ). В мае 2010 года меня взяли на работу. До этого я создавал приложения "под" "В контакте" и однажды решил сделать приложение электронной почты. Спустя пару недель "В контакте" пообещали запустить собственную электронную почту внутри сайта. Моя затея потеряла смысл, я отправил резюме, рассказав свою историю и сообщив, что сдаюсь. Меня пригласили на собеседование и взяли в команду. Примечательно, что электронную почту внутри "В контакте" решили не запускать. Сейчас ясно, что будущее не за ней.
2. Чем вы занимаетесь в компании?
Я занимаюсь непосредственно сайтом, как серверной частью, так и интерфейсом, то есть и основами, и тем, с чем имеет дело пользователь. У нас большинство разработчиков делает и то, и другое. Объясню с помощью метафоры. Интерфейс — это отделка, стены, пол, сантехника в доме. А серверная часть — это кирпичи, из которых дом построен, то есть, грубо говоря, "В контакте" — это уникальная компания, в которой одни и те же люди и кладут кирпичи, и занимаются отделкой. Именно поэтому на сайте все на своих местах и работает так, как задумывалось.
Наша соцсеть создавалась без оглядки на стереотипы. Например, мы не ограничивали число фотографий, которые могли загрузить пользователи. Мы делаем то, что считаем нужным для пользователя. То есть мы подстраиваем технологии под себя, а не подстраиваемся под технологии. При этом сейчас мы практически полностью используем собственные разработки.
3. В чем ваша сверхзадача?
Сейчас перед всеми интернет-компаниями стоит большой вызов. Если раньше все имели дело с веб-приложениями, то теперь к ним добавились мобильные технологии. Крупные компании сейчас должны менять свои продукты, понимая, как люди будут пользоваться ими через пять лет. Сверхзадача в том, чтобы успеть представить пользователю продукт в том виде, в котором он ему будет нужен.
"Перевод сайта — это творческая задача"
Екатерина Харькова, 26 лет, глава отдела переводов
1. Как вы оказались "В контакте"?
Пришла в компанию этим летом. До того времени "В контакте" не было человека, который отвечал бы за зарубежных пользователей. Предложение приняла без раздумий: привлекла развивающая сфера, сплоченная команда... Сама я окончила факультет международных отношений СпбГУ, специализируюсь на португальском языке. Раньше занималась языками с детьми футболистов "Зенита" — Халка, Данни и Бруну Алвеша. Кроме того, хорошо владею английским и испанским, читаю по-датски и по-корейски.
2. Чем вы занимаетесь в компании?
Сейчас у нас более 70 проверенных переводов "В контакте" на другие языки. Первыми были английская и украинская версии сайта. Теперь есть много экзотических языков, например каннада. Это язык одного из регионов Индии, на котором говорит около 38 млн человек. Каждый перевод нашего сайта сделан носителем языка, живущим за рубежом, профессиональным лингвистом. Находим их через знакомых или по рекомендациям. Перевод сайта — непростая задача даже для опытных переводчиков. Его надо сделать так, чтобы он внешне выглядел органичным для пользователя, чтобы, например, длинные слова конкретного языка умещались в единое для всех меню. Иногда наши разработчики творят чудеса, как, например, с арабским языком: написание слов в нем идет справа налево, а цифр — слева направо. Ребята исхитрились придумать программу, которая учитывает оба этих момента.
3. В чем ваша сверхзадача?
Для меня главное, чтобы версии были лаконично переведены, чтобы все пользователи были рады. Они нам, кстати, помогают: присылают более простые формулировки. Например, нам подсказали, что в языках Средней Азии местоимение "мой" можно размещать внутри существительного, к которому оно относится. Более 150 человек добровольно переводят "В контакте" на языки народов России. Наибольший прогресс — у башкирской версии "В контакте". Недавно создалась инициативная группа по переводу сайта на новословенский язык, созданный в 2009 году в Европе на материале славянских языков. Пусть пробуют, это очень интересно.
"Команда агентов отвечает на каждый вопрос"
Марина Жолнерович, 27 лет, один из руководителей службы поддержки
1. Как вы оказались "В контакте"?
По образованию я филолог, раньше преподавала в школе. В 2011 году один из моих близких друзей увидел объявление "В контакте" о создании "первой межгалактической поддержки". Он успешно прошел непростое тестовое испытание, работа привела его в восторг, и он предложил мне тоже попробовать. Меня взяли в агенты, и это было, конечно, невероятно здорово. На сегодняшний день 70 тысяч человек подавали заявки на работу в команде поддержки, а в штате у нас всего 150 человек — отбор действительно суровый.
2. Чем вы занимаетесь в компании?
Наша служба поддержки — явление уникальное. Обычно на сайтах предлагают исключительно техническую помощь, а у нас такой раздел называется просто "помощь". И неспроста: пользователи обращаются не только по вопросам безопасности. Нам жалуются и так: "родители не понимают", "жить не хочется, помогите", "девушка бросила"... Наша команда агентов — мы так себя называем — отвечает на каждый вопрос. Люди работают разные: и преподаватели, и психологи, и IT-специалисты...
В день приходит около 17 тысяч обращений, и ни одно из них не остается без ответа. Если вдруг вопрос не совсем по профилю, то у нас есть так называемая копилка хороших ответов, на которую можно ориентироваться. Да и агенты у нас люди штучные, очень быстро вникают в любую сферу. Те, кто задает вопросы, не видит того, кто общается с ним: у наших агентов поддержки, как у настоящих секретных агентов, видны только порядковые номера.
3. В чем ваша сверхзадача?
Помочь каждому нуждающемуся. Как писали наши агенты, чтобы работать в службе поддержки, достаточно трех вещей — уметь находить решения в нестандартных ситуациях, неплохо объяснять и любить людей. Всего лишь.
"Задача сделать имеющиеся сервисы удобными"
Андрей Рогозов, 27 лет, операционный директор "В контакте", ответственный за все продуктовые и технологические направления работы компании
1. Как вы оказались "В контакте"?
Я родился в Санкт-Петербурге, учился в Политехническом университете, на факультете технической кибернетики и экономическом факультете. К команде "В контакте" присоединился в конце 2007 года как разработчик. С 2010-го возглавляю отдел разработки. Операционным директором стал в сентябре этого года.
2. Чем вы занимаетесь в компании?
Для меня "В контакте" — это универсальная платформа, которая объединяет разнообразные способы коммуникации. Люди обмениваются сообщениями, выкладывают на всеобщее обозрение новости, организуют обсуждения в рамках закрытых сообществ, создавая групповые чаты, обмениваются мультимедийным контентом... Наша задача сделать имеющиеся сервисы удобными, простыми и понятными. Есть и более узкие задачи: например, мы должны сделать так, чтобы люди не испытывали трудностей при переходе от пользования соцсетью на компьютере к работе на мобильных устройствах. Мы создали платформу для коммуникации между людьми.
По поводу наших доходов. Исторически мы стремились к тому, чтобы зарабатывать столько, сколько необходимо для того, чтобы поддерживать работоспособность соцсети и иметь возможность создавать новые сервисы. В 2009 году мы создали целый рынок — рынок социальных игр, на котором люди могли играть со своими друзьями, не выходя из окна браузера. Доступ к некоторым возможностям игры предоставлялся за деньги, и это было успехом, пользователям это понравилось. Рекламные баннеры, может быть, и эффективнее, но большое их количество вызывает дискомфорт.
3. В чем ваша сверхзадача?
Мы уверенно принимаем вызовы современной жизни. Считаю, что вклад социальных сетей в развитие сегодняшней коммуникации просто огромен. И вклад "В контакте", в частности. Многие традиции общения ушли в прошлое, зато появились новые.
"Звезды понимают, что мы им нужны"
Георгий Лобушкин, 26 лет, глава пресс-службы
1. Как вы оказались "В контакте"?
Мне повезло. Я был активистом фанатского сообщества, которое есть вокруг "В контакте". Меня заметили и позвали в компанию. Социальная сеть стала моим первым официальным местом работы. Я в команде почти три с половиной года.
2. Чем вы занимаетесь в компании?
Моя главная цель — донести правильную позицию компании. Естественно, о "В контакте" знают все и дополнительная реклама компании не нужна. Но исторически "В контакте" была информационно закрытой, из-за чего родилось много различных мифов. Чтобы развеять их, в 2010 году появилась пресс-служба. Помимо работы с прессой в задачи пресс-службы входит и общение с так называемым фанатским сообществом пользователей, с активными пользователями социальной сети. Мы не ведем специальной работы по привлечению "В контакте" звезд. Они сами понимают, что страница "В контакте" им нужна. Интересный случай был с Томом Крузом. Мы не знали, что он завел у нас официальную страницу. Его пресс-служба в общем порядке обратилась в службу поддержки, чтобы страницу верифицировали, то есть подтвердили, что человек есть тот, кем он представился. Есть у нас и поп-звезды вроде Шакиры, которые понимают, что рынок России и Восточной Европы представляет для них интерес. Самая первая верифицированная страница, кстати, принадлежит Дмитрию Медведеву. Популярнее его страницы, наверное, только страница Павла Дурова.
3. В чем ваша сверхзадача?
В том, чтобы обществу стало ясно, чем занимаются одаренные ребята, работающие у нас. Кроме того, мы должны показать их как настоящих рок-звезд XXI века.