В начале апреля Минфин сообщил о намерении добиться повышения штрафа за отсутствующую страховку автомобиля (ОСАГО) с нынешних 800 до 5000 рублей. Альтернативой, как сообщил СМИ замминистра Алексей Моисеев, может быть повышение неотвратимости штрафа — если его будут взимать автоматически камерами видеофиксации. Так чиновники борются с теми автовладельцами, которые игнорируют требование купить страховку. Почему процент таких нарушителей растет и поможет ли повышение штрафов, выяснил «МК».
Предполагается, что, как только штраф за поездку на незастрахованном автомобиле станет сопоставимым с ценой полиса (или превысит ее), нарушителей станет меньше: ведь проще заплатить заранее, чем рисковать попасться ДПС хотя бы пару раз в год во время рейдов. Однако далеко не все неплательщики ОСАГО руководствуются именно такой логикой. Существует как минимум две категории россиян, которые и в случае повышения штрафа до 5000 продолжат рисковать — потому что это для них останется выгодным.
Первая категория — молодые водители (как по возрасту, так особенно по стажу) и те, у кого в страховой истории были недавние ДТП. В этом случае ключевой для расчета страховой премии коэффициент бонус-малус настолько зашкаливает, что в год для таких водителей цена полиса превышает 30, а иногда и 40 тысяч рублей (цены марта — апреля 2023 г.). При такой цене «легализации» штраф в 5000 рублей — а средний водитель попадает под проверку документов всего несколько раз в год — может быть выгоднее заплатить, чем покупать полис.
- Мой сын сейчас поступил на водительские курсы, к 18 годам получит «права», - рассказал «МК» московский айтишник Олег Назаров, - Но, учитывая цены на полисы ОСАГО, первые пару лет он будет ездить на каршеринге. Либо, в дальних путешествиях с нами, будет садиться за руль не вписанным в полис. Потому что для нас с женой, у которых по 20 лет безаварийного стажа, цена полиса в этом году составила меньше 10 тысяч рублей, и платить в несколько раз больше просто за вписывание туда нового водителя не хочется.
- Такой тариф фактически является заградительным, - пояснила «МК» страховой агент Екатерина. - Компаниям неинтересно страховать гражданскую ответственность молодых ребят, которые входят в высокорисковую категорию. Статистика говорит, что вероятность ДТП в первые 2 — 3 года за рулем наиболее высокая, и компании снижают риски.
Вторая категория «дискриминируемых» страхователей — владельцы, как это ни странно, автомобилей марки ГАЗ. Так, желающие застраховать автомобили «Волга» любого года выпуска вынуждены ждать индивидуального «согласования» - а все потому, говорят агенты, что в наши дни Горьковский автозавод легковых моделей не выпускает, потому для страховщиков ГАЗ равно «Газель».
- С «Волгами» все проще, надо показать руководству офиса, что речь идет о легковом авто, и они дают «добро», - рассказала собеседница «МК» Екатерина. - Но вот настоящие «Газели» и «Соболи» просто так по ОСАГО вы не застрахуете, потому что они, опять же, считаются объектами повышенного риска. Это решается дополнительными полисами, какими именно — обсуждается индивидуально.
Опрошенные «МК» водители «Газелей» подтвердили такие затруднения. По их словам, чаще всего в нагрузку предлагается страхование жизни — и общая цена пакета достигает 50 тысяч рублей в год. Платить, по их словам, приходится — коммерческий транспорт на постах ДПС проверяют постоянно, и в год набегает иногда сотня, а то и больше, проверок.
В качестве универсальной «отмычки», решающей эту проблему, на черном рынке уже появились «липовые» полисы ОСАГО ценой приблизительно в 2000 рублей. В отличие от «календариков», имитирующих страховые наклейки и техосмотр в прошлые годы, эти полисы успешно проходят проверку по базе Российского союза автостраховщиков, к которой подключены планшеты ГИБДД (вот только выплат по таким полисам ожидать не приходится). Что заставляет предположить, что изготовители таких полисов каким-то образом связаны с действующими страховыми компаниями — пусть и не из первого ряда.