Прошлый год был характерен резким ростом мирового потребления сжиженного природного газа (СПГ). Спрос достиг 355 млн тонн, что на 13% больше, чем годом ранее. Еще один очевидный тренд – заметно укрепились позиции России. Ее доля на рынке увеличилась с 5,8% до 8%. Каковы дальнейшие перспективы развития отечественной СПГ-индустрии? Продолжит ли она укреплять свои позиции на рынке на фоне обострения конкуренции, высоких ценовых и санкционных рисков?
Сегодня на территории РФ работают три экспортоориентированных завода по производству сжиженного природного газа: крупнотоннажные «Сахалин‑2» (две технологические линии суммарной мощностью 10,8 млн тонн в год) и «Ямал СПГ» (три линии производительностью 16,5 млн тонн в год), а также среднетоннажный «Криогаз-Высоцк» на 660 тысяч тонн в год. Вместе в 2019 году они экспортировали 28,6 млн тонн сжиженного газа против 18,3 млн тонн в 2018 году. Благодаря этому Россия обошла Малайзию и Нигерию и поднялась на 4‑ю позицию в списке крупнейших поставщиков СПГ после Катара, Австралии и США.
Мощности по производству сжиженного газа в среднесрочной перспективе продолжат расширяться. В частности, в 2020 году планируется запустить еще два предприятия, находящихся сегодня на завершающей стадии строительства. Это завод СПГ на компрессорной станции (КС) «Портовая» на 1,5 млн тонн, а также 4‑я очередь «Ямал СПГ» на 0,95 млн тонн, на которой будет впервые применена отечественная технология сжижения – «Арктический каскад».
До конца 2025 года также можно ожидать запуска завода «Арктик СПГ‑2», в отношении которого уже было принято окончательное инвестиционное решение (ОИР), а также реализации проектов «Русхимальянс», «Обский СПГ», «Владивосток СПГ» и расширения завода «Криогаз-Высоцк». В случае их своевременного ввода в строй общая величина российских мощностей по производству СПГ увеличится более чем в 2 раза, превысив 70 млн тонн. Это позволит России существенно укрепить свои позиции в качестве одного из ключевых мировых поставщиков продукта и приблизит ее к тройке лидеров.
Столь масштабные планы и большой интерес инвесторов объясняются конкурентоспособностью российских заводов с точки зрения как экономики производства, так и логистики. В частности, цена безубыточности крупнейших проектов «НОВАТЭК» – «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ‑2» – оценивается в 4,2 $/МБТЕ (миллион британских тепловых единиц) и 3,8 $/МБТЕ соответственно, что делает их одними из наиболее эффективных активов в мире. Географическое положение действующих и строящихся заводов также весьма благоприятно и позволяет российскому СПГ успешно конкурировать как на европейском, так и на азиатском рынках. При этом заводы на Балтике ориентированы преимущественно на западное направление, тогда как дальневосточные имеют весомое преимущество в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), а арктические обладают определенной гибкостью и могут поставлять топливо на Запад и Восток.
Отражается это и в структуре поставок. По данным Thomson Reuters, действующий с апреля 2019‑го «Криогаз-Высоцк» экспортировал 356 тысяч тонн СПГ – весь объем был направлен в Европу. В то же время 9,6 млн тонн СПГ, произведенных на «Сахалине‑2», были реализованы на азиатском рынке. «Ямал СПГ» экспортировал 18,6 млн тонн сжиженного газа, превысив свою номинальную мощность, из которых 15,4 млн тонн поставил в Европу, 2,5 млн тонн – в Азию, остальное – в другие регионы.
Таким образом, в настоящее время отечественная СПГ-индустрия развивается весьма динамично. Ее продукция востребована на всех ключевых рынках сбыта. Вместе с тем есть и определенные факторы, которые потенциально могут если не воспрепятствовать, то затруднить процесс принятия окончательных инвестиционных решений по новым российским проектам, негативно сказаться на экономике действующих заводов. Ключевые – неблагоприятная ценовая конъюнктура и обострение конкуренции на мировом рынке СПГ, а также существующие санкционные риски.
Тепловой удар
Для российской газовой отрасли ключевым негативным событием последних двух лет стало резкое падение мировых цен. Для котировок голубого топлива характерна ярко выраженная сезонность. По мере приближения отопительного сезона они, как правило, ощутимо растут. Однако в 2018‑м среднемесячные цены в АТР начали снижение со своего пика в 11,4 $/МБТЕ уже в сентябре и к середине 2019‑го опустились до своего минимального за последние три года уровня – 4,4 $/МБТЕ.
При этом азиатская премия (разница между ценами рынков ЕС и АТР), размер которой в начале 2018 года доходил до 3,8 $/МБТЕ, практически обнулилась, что побудило участников рынка к перенаправлению поставок в Европу. Давление на спотовые котировки оказал целый комплекс факторов. Среди них – активный ввод в эксплуатацию заводов по производству СПГ, преимущественно в США. Вследствие этого мировые мощности выросли в 2019 году сразу на 23 млн тонн. Динамика спроса же, напротив, была ограничена в связи с относительно мягкой зимой, замедлением темпов роста мировой экономики, высоким уровнем загрузки подземных хранилищ газа (ПХГ), планами Японии на перезапуск атомной энергетики, вытесняющей генерацию на ископаемом топливе. В результате на рынке сформировался ярко выраженный избыток предложения СПГ, конкуренция производителей резко обострилась.
Последние полгода европейские спотовые котировки голубого топлива держатся на уровне 4–5 $/МБТЕ, азиатские – 5–6 $/МБТЕ, при этом давление на них все еще сохраняется. Ведь предложение сжиженного газа продолжит увеличиваться: только в 2020 году мировые производственные мощности вырастут на 25 млн тонн, из которых 20 млн тонн будут обеспечены американскими проектами.
Кроме того, в текущем году поставлять газ на европейский рынок будут новые трубопроводы: заработавший не так давно TANAP, включая его европейское продолжение TAP c газом Азербайджана, и российский «Турецкий поток». В резерве, напомним, есть еще и «Северный поток‑2», который рано или поздно будет достроен. Еще один фактор – загрузка европейских ПХГ, достигшая к концу октября 2019 года рекордных 98%, в середине января оставалась нетипично высокой – порядка 80%.
Спрос на газ в мире по итогам года, вероятно, покажет положительную динамику, однако существенного улучшения ценовой конъюнктуры ожидать не приходится. Это не только оказывает негативное влияние на экономику проектов, но и несет риски масштабной ревизии условий долгосрочных соглашений на поставки топлива из-за усиливающегося разрыва между спотовыми и контрактными ценами.
На рынках АТР, например, цены на СПГ, поставляемый по контрактам с нефтяной привязкой, в 2019 году превышали спотовые котировки в среднем на 5,2 $/МБТЕ. Для азиатских покупателей сложившаяся конъюнктура является отличным стимулом к активизации процессов пересмотра условий ценообразования в действующих соглашениях. Именно так повели себя европейские покупатели газа, когда спотовые котировки в конце 2008-го – начале 2009 года упали относительно контрактных цен.
Пока японские энергетические компании лишь заявляют о своем желании перейти от контрактов, привязанных к цене на нефть, к спотовой индексации, но индийская Petronet уже изменила условия соглашения с ExxonMobil по закупкам СПГ с австралийского проекта Gorgon, добившись от поставщика дисконта. Аналогичные изменения в будущем могут коснуться как новых, так и действующих контрактов по всему миру.
Под страхом санкций
Несмотря на то, что в настоящее время вопрос о введении ограничений, напрямую направленных против российских проектов СПГ, Вашингтоном не рассматривается, раскручиваемая США санкционная спираль вызывает беспокойство отечественных компаний и властей. Дело в том, что на сегодня более 90% действующих в мире крупнотоннажных мощностей сжижения газа, включая «Ямал СПГ», применяют американские технологии.
В качестве превентивных мер в конце 2017 года правительство РФ активизировало работу по поддержке СПГ-индустрии. Была разработана комплексная программа, включающая не только строительство заводов, но и масштабное развитие транспортной инфраструктуры, машиностроения и производства отечественного оборудования. В частности, в августе 2018 года Минпромторг представил «дорожную карту» реализации первоочередных мер по локализации критически важного оборудования для средне- и крупнотоннажного производства сжиженного природного газа и строительства судов‑газовозов.
Документ был утвержден кабинетом министров. Объем прямого бюджетного финансирования в рамках реализации мероприятий «дорожной карты» на старте оценивался в 3 млрд. рублей, но Минпромторг обсуждал возможности его увеличения. Также предприняты и другие меры господдержки. В частности, для стимулирования российских производителей СПГ-оборудования предусмотрено установление нулевой ставки по налогу на имущество и прибыль сроком на 12 лет.
Со своей стороны, инициативу проявляют и компании. Как было отмечено выше, на четвертой очереди завода «Ямал СПГ» будет впервые реализована российская технология сжижения газа «Арктический каскад». Ее отличительная особенность – организация технологического процесса с использованием холода окружающей природной среды, что существенно повышает энергоэффективность.
На следующих проектах «НОВАТЭК» планирует пойти еще дальше. Так, на «Обском СПГ» вышеупомянутый «Арктический каскад» будет реализован уже на всех трех технологических линиях, а общий уровень локализации при реализации проекта «Арктик СПГ‑2» составит 70–80% против около 30% у «Ямал СПГ».
В Минэнерго считают, что практически полностью отказаться от импортных технологий сжижения газа, в том числе по критическим позициям, российские производители смогут в течение ближайших пяти–семи лет. Таким образом, наряду с активной реализацией новых проектов в России идет формирование мощного технологического задела, который защитит отрасль от возможных санкций к очередному глобальному инвестиционному циклу строительства СПГ-заводов, намеченному с 2030 года.