17 августа в столице разработчики беспилотного транспорта впервые показали, на что способен отечественный автомобиль-такси «Матрешка», которым управляет компьютер.
Полигон на задворках бизнес-центра «Калибр» имитирует неширокую городскую улицу. Есть участок с круговым движением, пешеходные «зебры». На обочинах — дорожные знаки. По полигону небыстро, со скоростью активного пешехода, движется странный желто-черный автомобиль с «шашечками» и надписью TAXI. Впрочем, автомобиль ли? У транспортного средства, в анфас действительно напоминающего фигурку матрешки, показательно нет ни лобового, ни заднего стекла. Только «глазки» широкоугольных камер высоко — порядка двух метров над землей. Сразу понимаешь, что это ответственный орган управления. «Матрешка» «видит» знак пешеходного перехода и останавливается, готовясь пропустить потенциальных пешеходов. На главной дороге — чуть ускоряется, перед въездом на перекресток — притормаживает.
«Пешеходная» скорость выбрана не случайно: рядом идет оператор — все-таки система еще обучается, и иногда необходим переход на ручное управление. С пульта, как у компьютерной приставки — он у оператора в руке.
— Это уже третье поколение нашего «беспилотника», — рассказал корреспонденту «ВМ» руководитель разработки системы автопилотирования Антон Поппель. — Мы ими занимаемся с 2015 года, сначала это были совсем простенькие машинки. А этот «Сити Кэб» практически готов к городским испытаниям. Он полностью собран из отечественных комплектующих.
К слову, в отличие от многих зарубежных аналогов разработчики «Матрешки» тактично не указали, каких именно — наш беспилотник для ориентирования в городской среде использует новейшую и весьма перспективную технологию «компьютерного зрения». То есть камеры передают изображение в бортовой компьютер, тот сопоставляет картинку с программой и в доли секунды решает, что делать — тормозить перед «зеброй» и светофором, неожиданным препятствием на дороге — автомобилем или пешеходом.
Западные разработки используют радары и лидары, то есть уловители звуковых и световых волн. Однако оборудование это сложное, дорогостоящее и не очень надежное. В задачу же разработчиков, пояснил Антон, входило максимальное удешевление конструкции.
Однако не повлияют ли дождь, снег и грязь на «зрение» оптики беспилотника? — Мы тестировали «Матрешку» в разных погодных условиях с сентября прошлого года, — успокоил Антон Поппель. — И, естественно, учли нюансы, разместив оптику как можно выше и научив компьютер работать при загрязненных поверхностях.
— Правительство Москвы ведет новую промышленную политику, в которой упор делается на современные, высокотехнологичные компании, — рассказал «ВМ» Владимир Дождев, заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства. — Беспилотный автотранспорт — одна из динамично развивающихся отраслей, и очень важно, чтобы российские компании заняли в ней свою нишу. Полигоном для разработок и испытания новых технологий и техники становятся столичные технопарки, которые создаются столицей специально для нужд высокотехнологичных компаний.
Естественный вопрос: когда мы сможем увидеть беспилотные автомобили на дорогах общего пользования? Если говорить о Москве, то никак не ранее конца следующего года: возможно, «Матрешки» будут кататься по дорогам «Сколкова». А вот на Дальнем Востоке с «калибровским» беспилотником познакомятся уже будущей весной.
По словам Антона Поппеля, испытания «Матрешки» на дорогах общего пользования пройдут на острове Русский, где нет такого интенсивного движения, как в столице.
Оставшееся до весны время будет использовано с толком. Нужно продумать особенности инфраструктуры, необходимой для внедрения проекта в повседневную жизнь.
А еще, конечно, нужны изменения в законодательство, в первую очередь в автострахование. Если беспилотник устроит аварию, кто ответит? Ведь за рулем-то никого нет.
ЦИФРА
60 километров в час сможет развивать беспилотник в городских условиях после тестирования и «обучения». И по словам разработчиков, это не предел.