Пандемия коронавируса поместила миллиарды людей под «домашний арест», и у них появилась масса свободного времени. Но индустрия досуга оказалась не вполне готова к резкому всплеску интереса, и давно назревшую цифровизацию отрасли пришлось внедрять буквально «с колес»
Ключевой задачей аналитики из Accenture назвали составление четкого плана цифровизации компании и определение ею своей модели: будь то кросс-платформенный сервис, вертикально интегрированный или же полностью цифровой.
Со своей стороны эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) отмечают, что индустрия развлечений и массмедиа за последние 20 лет и так пережила несколько цифровых трансформаций. Всего они насчитывают четыре подобные волны:
-возникновение и развитие файлообменных систем в середине 1990-х годов;
-появление первых сервисов видеостриминга в начале 2000-х годов;
-рост мобильного трафика и развитие облачных технологий в конце 2000-х годов;
-в данный момент начинается четвертая волна, связанная с внедрением интернета вещей и возникновением целых экосистем вокруг поставщика информации.
Однако новые поколения потребителей требуют информации максимально персонализированной, причем когда и где им самим более удобно ее получать. «Цифра» сегодня настолько важна, что грань между медиа и технологиями стала размытой. Это вызов как для традиционных источников информации, так и для полностью цифровых стартапов. «Учитывая, что ежесекундно в интернете появляются гигабиты контента, медиабизнес вынужден клыками вгрызаться в поле потребительского внимания», — пишут аналитики ВЭФ.
В будущем, по их словам, индустрию развлечений будут определять три основные тенденции:
персонализация — обращение напрямую к потребителю как личности в условиях его информационного перегруза;
фрагментация — распределение, даже «размазывание» контента по всевозможным каналам дистрибуции;
партнерство — формирование на рынке гибких команд, специализирующихся в чем-то одном и объединяющихся для создания уникального контента.
По прогнозам PwC, цифровая составляющая уже перевалила за половину выручки в сфере развлечений в 2017 году и далее ее доля продолжит расти до почти 62% в 2023 году. На тот момент объем самого мирового рынка массмедиа может достичь $2,6 трлн против $2,1 трлн в 2018 году.
О том, что в сфере развлечений назрел переход от экстенсивного развития (вширь) к интенсивному (вглубь), говорит пример американского видеостримингового сервиса Netflix. Во втором квартале 2019 года компания показала падение числа подписчиков в США впервые за восемь лет и самый скромный рост их числа по всему миру за три года.
Комментируя результаты Netflix, за публикацией которых последовал обвал котировок компании на 11% за день, колумнист Forbes Дэниел Ньюман отметил: «2020 год станет поворотной точкой, когда компаниям нужно будет лучше встроить в процессы современные технологии и подготовиться к внедрению технологий будущего вроде ИИ, 5G и виртуальной реальности, оставаясь при этом в прибыли и налаживая контакт с потребителем».
Знал бы Ньюман, насколько он окажется прав.
Закрытый показ
Упомянутое выше исследование ВЭФ было подготовлено в 2015 году, и за прошедшее время на рынке изменилось немногое. Чтобы подстегнуть процесс цифровой трансформации, индустрии развлечений нужен был серьезный стимул, и она его получила. Пандемия коронавируса за первые месяцы 2020 года охватила весь мир, вынудив правительства многих стран ценой приостановки экономической жизни пойти на беспрецедентные меры: миллиардам людей было предписано неделями оставаться дома. У множества затворников внезапно образовалась уйма свободного времени, что радикальным образом изменило структуру потребления информации.
В период карантина всевозможные офлайн-мероприятия изредка переходят в онлайн (например, домашние концерты поп-звезд), но чаще отменяются. Закрытие клубов и кинотеатров, перенос концертов и спортивных мероприятий — даже те события, которые большинство людей могут спокойно посмотреть в трансляции из дома, просто не могут состояться из-за режима самоизоляции. И дело не в недостатке цифровизации, а в самом характере этих мероприятий. Те же попытки провести футбольный чемпионат без зрителей на трибунах натолкнулись в итоге на усиленные карантинные меры.
Серьезные убытки в сфере развлечений понес кинопрокат, завязанный на офлайн. Например, в Китае, по данным консалтинговой фирмы Artisan Gateway, за месяц новогодних каникул, на который как раз пришелся пик распространения коронавируса, выручка кинотеатров составила $4,2 млн против $1,8 млрд за аналогичный период 2019 года. Многие в эти дни просто перевели премьеру кинокартин из офлайна в онлайн, как это сделали, например, создатели китайской комедии «Затерянные в России».
Общие же потери мировой киноиндустрии из-за COVID-19, по самым консервативным оценкам, составят $5 млрд (но могут и превысить $20 млрд). Каннский фестиваль перенесен с мая как минимум до конца июня. Запланированные на вторую половину года фестивали (например, в Локарно и Торонто) пока не переносятся, но их руководство внимательно следит за ситуацией и совместно с онлайн-кинотеатрами уже запускает для сидящих дома киноманов платные сервисы с ретроспективой фильмов.
В свою очередь, провайдеры отмечают рост числа покупок видеоконтента, причем не только в виде длительных подписок (SVoD), но и разовых транзакций (TVoD и EST). Как рассказали РБК в пресс-службе провайдера «ЭР-Телеком» (работает под брендом «Дом.ru»), за две недели с 20 марта по 3 апреля покупать фильмы по системе TVoD и EST стали в два раза больше, даже несмотря на то что до конца апреля компания открыла своим клиентам доступ к платным сервисам.
Диванное войско
Запрос на домашнее кино теоретически может вдохнуть новую жизнь в бизнес того же интернетгиганта Netflix, но тут надо помнить о следующем.
Во-первых, на американском рынке — основном для компании — подписку имеют уже 61 млн домохозяйств и перспективы роста тут невелики, особенно с учетом появления на рынке видеостриминга новых конкурентов: Apple, Disney, AT&T и других. Во-вторых, в последние годы Netflix делал ставку на производство собственного контента, и недавнее решение компании приостановить кинопроизводство не сможет не отразиться на бизнесе. Итоги мы увидим в отчете за первый квартал 2020 года.
Обозреватель британской Би-би-си Амол Раджан назвал такую ситуацию применительно уже к телевидению «медиапарадоксом». В период карантина запрос на развлекательный контент растет, рейтинги бьют рекорды, но с остановкой производства в какой-то момент придется транслировать повторы и золотую классику, на которых долго не протянешь.
Следом за интересом зрителей вниз поползут рейтинги и прибыль. Но пока телевидение также выигрывает от ситуации: в первые дни вынужденных выходных москвичи смотрели ТВ на 29% дольше; по данным «ЭР-Телеком», показатель телесмотрения на сервисах компании по всей России в конце марта вырос к началу марта на 26%. Ранее о росте рейтингов телеканалов в феврале отчитался Китай, хотя, как уточняют аналитики Nielsen, в период новогодних каникул телесмотрение там обычно падает.
Кроме того, возможности видеосервисов ограничены технически: прокладка новых высокоскоростных кабелей вокруг Земли занимает годы, а удовлетворить возросший спрос нужно сейчас. По данным «ЭР-Телекома», в марте 2020 года к марту предыдущего года рост интернет-трафика у клиентов компании вырос на 35–40% в основном за счет как раз видеостриминга. В целом по миру показатели роста нагрузки примерно сопоставимы с российскими, что и вынудило Netflix и YouTube на месяц ограничить качество видео.
Альтернативой кино и сериалам в плане досуга в четырех стенах стали игры — компьютерные и мобильные. По данным Financial Times, за месяц новогодних каникул в Китае, который совпал с вводом карантина сначала в городе Ухань, потом и по всей стране, количество скачиваний мобильных приложений в категории «Игры» выросло на 80% к аналогичному периоду 2019 года. Следом с огромным отрывом идет сегмент «Образование» (20% роста). Мультиплатформенная игра 2012 года Plague Inc., где в задачу входит создание и распространение инфекции с целью уничтожения человечества, возглавила мировой рейтинг AppStore по числу скачиваний, в том числе и в китайском его сегменте, пока не была запрещена в КНР.
Не отстают по популярности и компьютерные игры. В течение марта игровая платформа Steam еженедельно ставила все новые рекорды посещаемости. В воскресенье, 29 марта, сеть Steam побила два исторических рекорда одновременно: число активных пользователей за сутки (23,4 млн) и число одновременно играющих (7,3 млн человек). Хотя онлайн-сервисы позволяют покупать новые игры и дополнения к ним прямо из дома, многие люди предпочли озаботиться своим досугом заранее. Так, на неделе 15–21 марта продажи игр на физических носителях в Британии выросли почти до полумиллиона экземпляров — втрое больше, чем неделей ранее.
Нереальный интерес
Но острая фаза эпидемии рано или поздно пройдет. В том же Китае рост числа зараженных приостановился к середине февраля, и за последующие полтора месяца общественная жизнь возобновилась практически в полном объеме. С чем же выйдет из этого кризиса индустрия развлечений? Многие эксперты сходятся в одном: ключевым последствием текущего кризиса станет бум виртуальной реальности. Мало засесть дома и посмотреть хорошее кино, послушать любимую музыку — хочется еще побывать на концерте (на Байкале, в Древнем Риме или виртуальном баре — подставить нужное). «Внезапно на участников отрасли свалилась роскошь экспериментировать с VR/AR-технологиями, контентом и подачей, и ведь потребитель при любом раскладе воспримет это с радостью, как лекарство от нарастающей клаустрофобии», — отмечает обозреватель Forbes Нельсон Гранадос.
Рост экономики виртуальной реальности на первое место ставят и аналитики голландской компании TrendWatching в списке «десяти потребительских трендов после вспышки COVID-19».
Топ-10 трендов потребрынка и сферы досуга после пандемии
1. Развитие VR-технологий.
2. Шопстриминг — трансляция процесса похода по магазинам; эта отрасль на стыке электронной торговли, видеостриминга, VR и социальных сетей пережила всплеск популярности в период карантина в Китае.
3. Цифровые компаньоны — это не просто умные помощники, но полноценные виртуальные друзья для общения. Первый такой проект под названием Neon компания Samsung представила в январе 2020 года.
4. Защитные капсулы — закрытые места (например, магазины) с очищенным воздухом и общей атмосферой безопасности, что будет психологически важно для людей после снятия карантина.
5. Видеоменторы — тенденция к просмотру видеостримов не только с целью развлечься, но и чтобы подтянуть иностранный язык, прослушать лекцию или просто послушать умного человека.
6. Роботорговля — это не просто онлайн-торговля, но использование роботов-доставщиков, чтобы клиент вообще не соприкасался ни с кем живым.
7. «Ментальный массаж» — всевозможная инфраструктура для успокоения человеческой психики, после того как ее за годы довели до грани водоворот новостей, политика, экология и сверхурочная работа, а теперь добили изоляция и экономический крах.
8. Открытые данные — расширение спектра открытой информации, например о пешеходном трафике, как часть общей тенденции к сотрудничеству на фоне кризиса.
9. Дополнительная консультация — развиваете хобби на досуге, например, учитесь готовке через онлайн-приложение? Напишите напрямую шеф-повару и попросите совета, а может, даже купите у него нужный набор ингредиентов и кухонных инструментов.
10. Виртуальная статусность — например фоторедактор, позволяющий «примерить» фешенебельное платье, сделать шикарный снимок и похвастаться им в соцсетях. Редактор, разумеется, встроен в приложение онлайн-ретейлера.