Минувший год порадовал нас хорошей экономической статистикой: российская экономика выросла на 3,5%, промышленное производство – почти на 4%. Увы, в 2024-м повторить достижения не удастся. Целый ряд факторов, способствовавших росту в прошлом году, перестанет действовать. Напротив, перед нашим хозяйством встанут многие отложенные проблемы: риски высокой инфляции и ослабления рубля, дефицит рабочей силы, износ коммунальной техносферы. В качестве вишенки на торте – под угрозой может оказаться судьба картеля ОПЕК+.
Прогнозы на год весьма сдержанные: российские власти, отечественные и зарубежные эксперты и институты – все ждут замедления экономического роста. Согласно прогнозу социально-экономического развития РФ на 2024-й и на плановый период 2025–2026 годов от Минэкономразвития, прирост российского ВВП в этом году при базовом сценарии составит 2,3%, а при консервативном – 1,4%. Динамика промпроизводства будет соответственно от плюс 2,6% до минус 1%, инфляция – от 4,5% до 5,4% при среднегодовом курсе рубля от 90,1 руб. до 95,7 за $1.
Декабрьский макроэкономический опрос Банка России обещает рост ВВП на 1,3%, хотя октябрьский прогноз давал 1,5%. Схожие оценки предлагают и международные институты: по оценке Всемирного банка, российская экономика в 2024 году замедлится до 1,3%, а в 2025-м – до 0,9%; Международный валютный фонд (МВФ) ожидает в 2024-м скромного прироста на 1,1%.
Согласно прогнозу Минэкономразвития, топ-5 отраслей и секторов, которые внесут наибольший вклад в нашу экономику в наступившем году, – это обрабатывающие производства (13,4%), добыча полезных ископаемых (12,2%), торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (11,9%), деятельность по операциям с недвижимым имуществом (9%), транспортировка и хранение (5,6%).
В замедлении экономического роста нет ничего удивительного. По словам главного научного сотрудника Института экономики РАН Игоря Николаева, высокие показатели во многом были обусловлены эффектом низкой базы: мы отыгрывали падение 2022 года. Низкой базы более нет, следовательно, темпы роста окажутся ниже.
Проявятся и другие факторы, которые могут негативно влиять на прирост ВВП. В частности, Центробанк обещает нам длительный период высоких ставок. По сути, регулятор снижением кредитного импульса пытается компенсировать так называемый бюджетный импульс, то есть эффект, оказываемый на потребление, а следовательно, и на рост цен бюджетными вливаниями. «Чем больше бюджетных денег приходит [в экономику], тем больше ЦБ вынужден через высокие ставки охлаждать спрос, снижать кредитную доступность, – объясняет Николаев. – А это прямо отражается на активности субъектов экономики». Уже в конце прошлого года мы увидели падение спроса на некоторых рынках, например, на автомобильном.
Главным фактором прошлогоднего роста стал бюджетный импульс, то есть расходы государства. По оценке Минфина, в 2023-м этот импульс составил рекордные 5% ВВП. В текущем году бюджетные расходы должны вырасти еще на 22,3% – с 28,67 трлн до 35,06 трлн руб. Это очень много, однако ожидаемый рост ВВП по сравнению с прошлогодним замедлится примерно в два раза. Иными словами, эффект бюджетного стимула явно идет на убыль.
Важно и то, куда будут направлены бюджетные средства. Согласно Федеральному бюджету, наибольшая доля расходов (около 30%) придется на раздел «Национальная оборона». Понятно, что такая необходимость диктуется текущей геополитической обстановкой, но, как отмечают некоторые экономисты, положительный эффект от этих вложений значительно ниже, чем, скажем, от вложений в инфраструктуру.
По прогнозу Минэкономразвития, инвестиции в основной капитал при базовом сценарии снизятся с 6% в 2023 году до 2,3% в 2024-м. При консервативном сценарии эти цифры составят соответственно 5,2% и 1,3%.
По версии Игоря Николаева, суммарное воздействие таких факторов, как высокая база, снижение доступности кредитов и пр., может замедлить российскую экономику даже сильнее, чем планируют ЦБ и Минэкономразвития. Не исключено, что по итогам 2024 года мы увидим рост в районе нулевой отметки, полагает экономист. Впрочем, для российской экономики, находящейся в стрессовой ситуации (небывалые санкции, геополитическая напряженность), это тоже неплохой результат, говорит собеседник «Профиля». Проблемы могут начаться с 2025 года, когда бюджетные расходы будут снижаться.
Цены вверх, рубль вниз?
Неприятным сюрпризом прошлого года стала инфляция, которая вместо запланированных 5–5,5% подскочила до 7,5–8%. Впрочем, средние цифры не вполне отражают реальную ситуацию на потребительском рынке. По данным опросов «ИнФОМ», к концу 2023-го наблюдаемая населением инфляция превышала 14%. А рост цен на ряд наиболее распространенных продуктов можно назвать пугающим: яйца за год подорожали почти на 49%, бананы – на 42,5%, капуста – больше, чем на 30%, курятина – почти на 30%, помидоры – более чем на 27%, яблоки – на 16,5%. В общем, удар по карману болезненный.
Что будет в этом году? Минэкономразвития прогнозирует по итогам 2024-го индекс потребительских цен 4,5% при базовом сценарии и 5,4% при консервативном, а в 2025 и 2026 годах он и вовсе не должен превысить 4%. Хорошо, если так. Эксперт Центра развития НИУ ВШЭ Игорь Сафонов считает, что Центробанку вполне под силу обуздать инфляцию. Путем повышения ключевой ставки он может «перераспределить избыточный спрос» на будущее: увеличение банковских ставок сделает менее выгодными кредиты, но повысит привлекательность вкладов. Таким образом регулятору удастся замедлить рост цен, не затормозив при этом экономику.
Впрочем, по прогнозам Минэкономразвития, рост реальных располагаемых доходов и так замедлится почти вдвое – с 4,3% до 2,7% при базовом сценарии. А проведение более жесткой денежно-кредитной политики Центробанком приведет к еще более низким темпам кредитования экономики, что отразится на инвестиционной активности. А она, как мы помним, и без того снизится примерно в три раза (речь об инвестициях в основной капитал).
Что касается роста цен, то, как напоминает Игорь Николаев, со второго полугодия 2024-го включится такой мощный проинфляционный фактор, как увеличение тарифов. В ноябре прошлого года правительство утвердило предельный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги на 2024–2028 годы. Так, в Москве ЖКУ подорожают на 11%, Подмосковье – на 10,7%, Санкт-Петербурге – на 9,8%, Ленобласти – на 10,2%, а, скажем, в Омской области – на 14%. По оценке директора Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Ильи Долматова, в среднем по России рост тарифов ЖКХ составит 9,8%.
Еще один вызов наступившего года – курс рубля. Резкое ослабление национальной валюты многие экономисты называют одной из главных неудач властей в 2023-м. Напомним, в отдельные периоды курс превышал 100 руб. за $1. Затем он скорректировался, и сейчас доллар США стоит чуть меньше 90 руб. Однако курс национальной валюты – это вопрос не только экономический, но и политический. Как отмечал экономист Сергей Хестанов, до президентских выборов власти будут стараться не допустить серьезной девальвации. Действительно, с 9 января ЦБ для поддержки курса рубля начал продавать валюту из Фонда национального благосостояния – объем ежедневных валютных операций превышает 11,8 млрд руб. Эффект от этих действий станет заметен не сразу, но, возможно, к началу весны курс доллара опустится до 85 руб. и ниже.
А вот после выборов для российской валюты могут настать тяжелые времена: Игорь Николаев, например, прогнозирует заметное ослабление рубля примерно с третьего квартала текущего года, а возможно, и раньше. Представитель одной из крупных финансовых компаний в разговоре с «Профилем» допустил, что во втором полугодии 2024-го доллар утвердится на отметке выше ста рублей.
Из последних сил
Теперь об инфраструктуре. Первые недели 2024 года были отмечены серией коммунальных эксцессов в самых разных регионах страны – от подмосковных Подольска и Химок до Волгограда и Екатеринбурга. В результате аварий сотни тысяч человек остались без отопления, а порой и без электричества. Непосредственным триггером, вернее, причиной произошедших поломок стали сильные морозы. Кроме того, значительная часть нашей коммунальной инфраструктуры изношена или находится в аварийном состоянии.
Так, зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева сообщила, что 40% коммунальной инфраструктуры требует замены или тотальной реконструкции. Строительные компании часто ведут себя недобросовестно, подключая новые дома к старым инфраструктурным объектам без их модернизации.
На самом деле проблема возникла не вдруг, она накапливалась годами. В 2021-м аудитор Счетной палаты Наталья Турнова в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ) заявила, что износ систем коммунального хозяйства в среднем по России составляет 60%. И особенно остро проблема износа стоит в крупных городах. По словам Турновой, вкладываться в этот сектор нужно здесь и сейчас, причем крайне необходимо внедрять новые технологии в сферу ЖКХ.
Ранее Росстат приводил значительно более скромные, но все же пугающие данные по износу основных фондов коммунального хозяйства. По оценке статистического ведомства, износ увеличился с 42,8% в 2017 году до 44,2% в 2021-м.
Руководство страны тоже в курсе проблемы: в конце прошлого года правительство РФ утвердило Стратегию строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ на период до 2030 года с прогнозом до 2035-го. Там, кстати, давался расклад по объектам коммунальной техносферы, нуждающимся в замене, – это 43,4% имеющихся сетей водоснабжения, 46% сетей водоотведения и 30% сетей теплоснабжения. Президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию заявил о запуске масштабной программы модернизации ЖКХ. По его словам, в течение 10 лет в эту сферу должно быть инвестировано не менее 4,5 трлн руб. Вице-премьер Марат Хуснуллин уточнил, что финансирование будет идти как за счет бюджетов различных уровней, так и за счет частных средств.
Это хорошо, но в то же время, если смотреть на цифры трехлетнего бюджета, мы увидим, что расходы на ЖКХ с каждым годом будут снижаться.
Мозги или руки
Следующий вызов – проблема нехватки кадров. Согласно прогнозу Минэкономразвития, дефицит на рынке труда – один из главных рисков в наступившем году. О причинах нехватки рабочих рук говорилось не раз: печальная демографическая ситуация, которая осложнилась издержками военной операции. В 2022 году население РФ сократилось на 555 тыс. человек, с января по сентябрь 2023-го – еще на 352 тыс. Добавим к этому 300 тыс. мобилизованных и несколько десятков тысяч добровольцев в 2022 году, порядка 450 тыс. подписавших военный контракт в 2023-м и от 450 тыс. до 1 млн человек, покинувших страну после начала СВО.
Некоторые эксперты связывают дефицит кадров также с оттоком мигрантов, мол, ощущается их нехватка в ряде секторов экономики. Но тут вопрос как минимум спорный. Председатель Национального антикоррупционного комитета и член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Кирилл Кабанов в своем Telegram-канале писал, что в России находится около 10 млн мигрантов только из Средней Азии. Это значит, что никакого сокращения их числа нет. Вице-премьер Татьяна Голикова в конце прошлого года заявила, что в России не существует проблемы нехватки иностранной рабочей силы.
По словам Кирилла Кабанова, разговоры о нехватке мигрантов – это стремление недобросовестных отраслевых лоббистов повысить прибыль за счет дешевой рабочей силы. Речь идет о строительном секторе, агрегаторах такси, службах доставки.
Экономисты отмечают, что есть два пути решения проблемы дефицита рабочих рук. Первый – повышение производительности труда путем технологизации производства и экономики в целом. Второй – увеличение численности рабочей силы. Первый путь характерен для высокоразвитых индустриальных экономик, второй – для примитивных и архаичных (в них вообще все проблемы решаются экстенсивно, через количество, а не качество). Так что способ решения кадрового вопроса – это ни много ни мало выбор между прошлым и будущим. Впрочем, есть надежда, что власти сделают выбор в пользу будущего, по крайней мере в прогнозе Минэкономразвития говорится, что ключевой задачей в связи с дефицитом кадров «является повышение производительности труда, а также обеспечение максимальной гибкости рынка труда, подготовка и переподготовка кадров».
Обесценится ли черное золото
В конце списка (по порядку, а не по значимости) – цены на энергоносители. Один из безусловных успехов российских властей после начала военной операции на Украине – это так называемый разворот на Восток, благодаря которому удалось сохранить экспорт нефти в натуральном выражении.
По расчетам Минэкономразвития, рост физических объемов российского экспорта в 2024-м ускорится до 2,6% (год к году), а в 2025–2026-м стабилизируется на уровне 2,4–2,7% в год. Драйверами роста на среднесрочном горизонте будут выступать как нефтегазовый, так и ненефтегазовый экспорт. Что касается цен на нефть, то в ведомстве рассчитывают, что в текущем году стоимость барреля Brent составит от $78,8 (консервативный прогноз) до $85 (базовый прогноз), а дисконт на российскую нефть по отношению к марке Brent будет сокращаться.
Увы, и здесь есть проблемы. Усилия ОПЕК+ по поддержанию цен путем снижения добычи не дают желаемых результатов: на начало года цена барреля колебалась чуть ниже отметки $78. Дело в том, что, пока участники картеля сокращают добычу, Соединенные Штаты резко ее наращивают – об этом в декабре прошлого года сообщило агентство Bloomberg. Если ранее ожидалось, что в четвертом квартале 2023-го американские нефтяники будут добывать в среднем 12,5 млн баррелей в сутки, то в реальности из-за внедренных инноваций добыча увеличилась до 13,3 млн баррелей. Это исторический максимум.
Аналитики Bloomberg подчеркивают: Америка сыграла «огромную роль» на мировом рынке в 2023 году, оказывая давление на ОПЕК+ и вынуждая его еще больше сокращать добычу. Более того, рост предложения сланцевой нефти из США и восстановление добычи в Иране и Венесуэле могут свести на нет все усилия по сокращению предложения со стороны ОПЕК+.
Это несет в себе большой риск, говорит Сергей Хестанов: может повториться история первой половины 1980-х, когда Саудовская Аравия и большинство стран ОПЕК сокращали добычу, что помогало поддерживать высокие цены, а другие государства, в том числе СССР, добычу наращивали. В какой-то момент терпение саудитов лопнуло, и 13 сентября 1985-го министр нефти шейх Ахмед Ямани объявил, что его страна будет бороться за место на рынке нефти, после чего Саудовская Аравия резко нарастила добычу. Нефтяные цены за год просели примерно в шесть раз, что фатальным образом сказалось на экономике Советского Союза. Эксперт опасается, что нефтяная активность Соединенных Штатов может снова подтолкнуть Эр-Рияд к отказу от ограничений и началу ценовой войны. Чем это грозит, мы видели весной 2020-го, когда баррель опускался ниже $20. А запас прочности у саудитов очень большой: их нефтяной комплекс, по словам Хестанова, может сохранить рентабельность даже при цене $5 за баррель.
Впрочем, прошлый год показал, что российские власти неплохо научились играть в игру под названием «ситуационное реагирование». Это помогло нам с минимальными издержками проскочить 2023 год, возможно, проскочим и 2024-й.