Государство решилось на реализацию третьего этапа развития БАМа и Транссиба с расширением провозной способности до 255 млн тонн. В рамках проекта «БТС-Мост» Руслана Байсарова построит три дорогостоящих тоннеля и мост через Амур по схеме EPCF. Средства будут получены из тарифа, который платят грузоотправители. Государство внесет свой вклад бессрочным продлением льготной ставки налога на имущество в 1,6%, а также перестанет требовать от ОАО РЖД привести все пути в нормативное состояние к 2035 году, сдвинув этот срок еще на десять лет.
«БТС-Мост» все же будет строить четыре крупных объекта на БАМ-3 стоимостью около 500 млрд руб. Это следует из перечня поручений, выданных президентом 30 декабря, рассказал “Ъ” источник, знакомый с его содержанием. Так, до 31 марта правительству совместно с ОАО РЖД и «БТС-Мостом» поручено обеспечить заключение ОАО РЖД «договоров генерального подряда с условием отсрочки платежа» на строительство вторых Северомуйского, Кодарского и Кузнецовского тоннелей и моста через Амур, «предварительно уточнив финансовую модель, сроки и стоимость их строительства, а также закрепив за подрядчиком обязательства по финансированию возможного удорожания» этих объектов. В «БТС-Мост» не пояснили, готова ли она выполнить условие. В ОАО РЖД от комментариев отказались.
За вторым этапом расширения БАМа и Транссиба, который должен завершиться в этом году, должен последовать третий с расширением провозной способности со 180 до 210 млн тонн к 2030 году и 255 млн тонн к 2032 году.
Эти объекты «БТС-Мост» и Газпромбанк планируют построить через EPCF-контракт. Он предполагает, что стройку и финансирование берет на себя подрядчик, а через десять лет заказчик — предположительно, ОАО РЖД — с ним расплачивается (см. “Ъ” от 12 сентября 2023 года). Стоимость третьего этапа, по оценкам ведомств, составит порядка 2,7 трлн руб. (см. “Ъ” от 29 января). Последняя оценка, которую видел “Ъ” в документах Минтранса,— 2,73 трлн руб.: 2,26 трлн руб. — объекты ОАО РЖД и 471 млрд руб. — объекты EPCF. Паспорт БАМ-3 должен быть утвержден до конца марта.
ФАС поручено совместно с профильными ведомствами и ОАО РЖД представить предложения по тарифным решениям для финансирования инвестпрограммы, «обратив особое внимание на влияние этих решений на финансово-экономическое состояние грузоотправителей и конечную цену перевозимых товаров, изменение структуры движения грузов по отдельным направлениям и тарифов на электроэнергию», рассказывает собеседник “Ъ”.
Свою лепту внесет и государство. Согласно поручениям, до 1 сентября должны быть приняты изменения в законодательство, которые бессрочно продляют льготную ставку налога на имущество для путей общего пользования.
Сейчас она составляет 1,6%, но действует только до 2026 года. Также до 2033 года должны быть продлены сроки применения особенностей реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры, предусмотренные соответствующим законом. Эти нормы позволяют быстрее проектировать и строить приоритетные объекты.
Решение по налоговой ставке для ОАО РЖД крайне важно, говорит управляющий партнер IPM Consulting Вадим Тедеев. Он поясняет, что по ставке 1,6% ОАО РЖД уплачивает налог на имущество еще с 2020 года: «Сейчас, видимо, вопреки Минфину, возражавшему против "бессрочности" меры, был принят максимально лояльный и поддерживающий ОАО РЖД вариант, что в эпоху беспрецедентных санкций, как никогда актуально». Продление крайних сроков реализации приоритетных проектов ОАО РЖД по модернизации и расширению инфраструктуры — ожидаемое решение, полагает господин Тедеев: крайний срок истекает в этом году, но не может быть реализован из-за санкций и многочисленных сложностей (например, проблем с подрядчиками, отсутствия рабочей силы и достаточного количества техники).
Другая мера — продление до 2045 года срока программы капремонта железнодорожного пути.
В июне 2021 года Владимир Путин поручил провести инвентаризацию состояния путей на наличие узких мест и утвердить программу приведения инфраструктуры к нормативному уровню. ОАО РЖД разработало программу. Исходно она предполагала достижение нормативного уровня в 2030 году (см. “Ъ” от 29 декабря 2021 года), но монополия сразу просила сдвинуть срок на 2035 год, подчеркивая риски, связанные с наложением программы на обычную деятельность по вывозу грузов и на масштабные стройки. В таком виде программа и была принята в конце 2022 года со сметой порядка 7,6 трлн руб. (см. “Ъ” от 9 января 2023 года). Сейчас предлагается сдвинуть срок на десять лет.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что в поручениях «прослеживается курс на оптимизацию планов по БАМ-3 и приведение его к реалиям». Многое «подчинено мысли о том, что одновременно столько строить, везти и ремонтировать невозможно». С этим связано решение о растягивании программы приведения пути в нормативное состояние, полагает эксперт. «БТС-Мост» придется решать непростые вопросы с учетом высокой стоимости заемных средств при текущей ключевой ставке, отмечает он.
Для ОАО РЖД выгодно переложить бремя финансирования этих объектов на концессионера, говорит господин Бурмистров: через десять лет, когда средства нужно будет возвращать, есть вероятность прекращения боевых действий, изменения санкционного фона и снижения ставки. К тому же будущие денежные потоки сильно дисконтируются: при ключевой ставке 7% они обесцениваются вдвое, при 12% — в 3,1, а при 16% — в 4,4. По мнению эксперта, важным тезисом поручения выглядит и необходимость оценки влияния тарифных решений на финансово-экономическое состояние грузоотправителей и цену товаров.