Для строительства трассы в обход Твери правительство выделит 25,6 млрд руб. из ФНБ, общий бюджет проекта — около 62 млрд руб. Эти деньги необходимы для завершения строительства платной трассы Москва — Петербург
Правительство определилось, за счет каких средств будет завершено строительство скоростной автодороги Москва — Санкт-Петербург М11 «Нева». На достройку трассы в обход Твери, которую проектирует госкомпания «Автодор», необходимо около 62 млрд руб., из них 25,6 млрд руб. планируется выделить из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Об этом РБК рассказал источник, знакомый с подготовкой проекта. Представитель Минтранса подтвердил РБК, что вариант выделения возвратных средств в том числе ФНБ «действительно рассматривается» и уже поддержан правительством.
Общая протяженность трассы М11 составляет 669 км, введено в эксплуатацию 610 км. Сейчас «Автодор» завершает корректировку проектной документации на строительство ее последнего недостроенного участка — северного обхода Твери протяженностью 62,4 км.
Минэкономразвития совместно с Минфином проводит анализ проектов для оценки финансовых параметров предоставления средств ФНБ, необходимых для их реализации. «Среди рассматриваемых проектов действительно есть проекты «Автодора», финальные параметры финансирования которых на данный момент уточняются», — отметили в пресс-службе Минэкономразвития.
«Проект оценивается в [сумму] порядка 62 млрд руб., и, по нашим расчетам, около 30 млрд руб. будет выделено из федерального бюджета», — сообщили РБК в аппарате вице-премьера Марата Хуснуллина (курирует строительство крупных инфраструктурных проектов). Но представитель Хуснуллина не раскрыл сумму заимствований из ФНБ. «Сейчас этот вопрос находится в проработке. Мы ищем возможности для обеспечения финансирования строительства», — отметил он. По его словам, этот участок скоростной трассы должен быть завершен — проект важен как для социально-экономического развития Тверской области, так и для развития сети высокоскоростных автодорог в целом по стране.
Когда достроят дорогу в Петербург
Строительство автодороги Москва — Петербург задумали в 2006 году, начали в 2010-м и планировали закончить в начале 2018 года, к чемпионату мира по футболу в России. В ноябре 2019 года движение по основной части трассы открыл президент Владимир Путин. «У нас в истории страны, в истории дорожного строительства ничего подобного пока не было, такого уровня, такого класса», — отметил он. По этой трассе можно доехать до Петербурга за 5,5–6 часов.
При этом дорога до сих пор полностью не построена. Движение в Тверской области частично проходит по реконструированному участку федеральной автодороги Москва — Тверь — Великий Новгород — Санкт-Петербург M10 «Россия». «Новое направление (М11. — РБК) примет на себя транзитное движение, в том числе и во внутриобластном сообщении, а существующая дорога М10 «Россия» будет ориентирована на местное движение, что позволит обеспечить высокую скорость сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом», — сообщала пресс-служба Кремля.
Построить северный обход Твери предложил губернатор Тверской области Игорь Руденя сразу после открытия основного участка трассы. «Реализация этого проекта нам позволит создать транспортные коридоры до Ярославской области, до Вологды и до города Дубна Московской области», — заявил Руденя на совещании с Путиным. По его словам, благодаря этому проекту удалось привлечь в регион инвестиции, например владельца Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) Владимира Лисина (18 млрд руб. в комплекс по производству молока). С северного обхода также будут подъездные пути к Тверскому вагоностроительному заводу, который входит в «Трансмашхолдинг» Андрея Бокарева и Искандера Махмудова.
Сейчас при движении из Москвы до 149-го км автомобилисты едут по скоростной платной дороге, далее сворачивают на южный обход Твери (в составе бесплатной М10) и следуют по нему 26 км до пересечения с М11. Здесь они сталкиваются с большим количеством населенных пунктов, светофоров и ограничений скорости.
«Автодор» рассчитывает получить положительное заключение Главгосэкспертизы на реализацию проекта cеверного обхода Твери до конца 2021 года, говорил глава компании Вячеслав Петушенко в середине сентября. Тогда он не исключал, что строительство начнется в 2022 году. Строительно-монтажные работы пройдут в период 2022–2025 годов, уточняют в Минтрансе.
На строительство трассы М11 уже потратили 520 млрд руб., из которых 370 млрд руб. — бюджетные средства. Петушенко отмечал, что «Автодор» прорабатывает схему заключения долгосрочного инвестиционного соглашения на строительство и содержание северного обхода Твери с привлечением до 50% (из 62 млрд руб.) внебюджетного финансирования на возвратной основе. Будут прорабатываться варианты сокращения доли инвестиций из федерального бюджета (сейчас заложено 30 млрд руб.), сказал источник РБК, знакомый с подготовкой проекта. Средства ФНБ как раз относятся к внебюджетным и возвратным. Согласно постановлению правительства, доля средств из суверенного фонда не может превышать 50% совокупного объема финансирования проекта за счет всех источников, поэтому обход Твери (25,6 млрд из 62 млрд руб.) укладывается в это правило.
Вопрос выделения средств на северный обход Твери будет решен после принятия федерального бюджета на 2022–2024 годы, отметил представитель Минтранса. РБК направил запрос в пресс-службу «Автодора».
Какие еще проекты претендуют на средства ФНБ
Объем ФНБ составляет 13,899 трлн руб., или 12% от внутреннего валового продукта (по данным Минфина на 1 октября). Средства фонда можно вкладывать в инфраструктурные проекты при превышении планки в 7% ВВП.
В предварительный список проектов, которые могут претендовать на средства ФНБ, вошли 32 инициативы, но только 11 из них находятся «реально в детальной проработке», говорил «Ведомостям» замминистра экономического развития Илья Торосов. В общей сложности в 2021–2024 годах в эти проекты планируется вложить 1,6 трлн руб. из фонда, их суммарная стоимость на этот срок с учетом частных инвестиций составит 9 трлн руб., уточнял он.
По оценкам InfraOne Research, есть пять наиболее крупных проектов, претендующих на средства ФНБ в 2021 году:
третий этап развития БАМа в Якутии (188 млрд руб.);
модернизация коммунальной отрасли (150 млрд руб.);
строительство автодороги М12 Москва — Нижний Новгород — Казань (150 млрд руб.) с продлением до Екатеринбурга (50 млрд руб.);
развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла (105 млрд руб.);
развитие теплоэнергетики на Дальнем Востоке (56 млрд руб.).
Как правило, власти направляют деньги суверенного фонда в основном на проекты, реализуемые государством или зависимыми от него инфраструктурными компаниями, нежели на проекты со значительным участием частных инвесторов, отмечают в InfraOne Research. «Пока бóльшая вероятность получить средства ФНБ у компаний, реализующих проекты по поручениям правительства в рамках своих инвестиционных программ», — считает руководитель агентства Александра Галактионова.